Бизнес в стиле «Панда»: как заработать миллионы, прогуливаясь по канату
Основатели компании «ПандаПарк» за шесть лет открыли восемь веревочных парков в Москве и регионах. Предприниматели не просто строят объекты, но и управляют ими, чего не делает ни один из конкурентов.
Проходя мимо одного из веревочных парков в окрестностях Мюнхена, владелец фирмы в сфере ландшафтного дизайна Александр (фамилию бизнесмен предпочитает не раскрывать, так как считает, что это может отразиться на его основном бизнесе) и его супруга Мария Дубровская не смогли преодолеть соблазн пройти несколько экстремальных маршрутов. В столицу они вернулись с твердым намерением открыть веревочный парк и задумались над названием.
«Мы подумали, что панда проводит всю жизнь на деревьях и это пересекается с концепцией нашего парка. Многие считают, кстати, что панды ленивые, но это не так, они очень подвижны на самом деле», — рассказывает г-жа Дубровская.
Третьим партнером стал Дмитрий Скляренко, руководитель российского представительства компании Walltopia, строящей скалодромы. «Мы были уверены, что идея веревочного парка будет особенно актуальна для Москвы: жители столицы часто вынуждены оставаться в городе на все лето, им не хватает развлечений на свежем воздухе», — вспоминает г-н Скляренко.
Но начать решили в регионах. Первый веревочный лабиринт в 2007 году компаньоны открыли в Ставрополе, владелец городского парка Победы предложил им провести эксперимент на его площадке. На закупку необходимого оборудования и наем инструкторов для маршрутов ушло 2,5 млн руб. «Заказывали базовое оборудование в Европе, а потом подбирали российские комплектующие. Тестировали все на себе и на своих детях», — рассказывает Мария Дубровская.
На московский рынок удалось выйти весной 2009-го. Тогда Александр и Дмитрий зарегистрировали ООО «ПандаПарк» и договорились с администрацией парка «Сокольники» об открытии второго веревочного комплекса. Главной сложностью в столице было доказать департаменту природопользования Москвы, что веревочные конструкции не принесут вреда деревьям. По словам предпринимателей, на это ушло несколько месяцев. Кроме того, встал вопрос о безопасности конструкций.
По российскому законодательству «ПандаПарк» не подлежит сертификации в качестве детского аттракциона, а подтверждает соответствие своего оборудования ГОСТам как спортивная площадка. В сертификационном центре «Интергост» РБК daily пояснили, что для допуска в веревочный парк детей от четырех лет веревочные конструкции должны соответствовать техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». По словам Марии Дубровской, у поставщиков оборудования для «ПандаПарка» существуют также сертификаты, подтверждающие прочность веревок и стальных тросов. Во избежание любых неприятностей «ПандаПарк» также заключил договоры со страховыми агентами. Сумма страховки на одного человека составляет 1 млн руб.
Первый столичный «ПандаПарк» в «Сокольниках» состоял из трех маршрутов («Детский», «Смелый» и «Высокий»), пропуск на каждый из них для взрослых стоил 300 руб., для детей — 150 руб. Парк проработал с мая по октябрь, каждые выходные приходили 100—150 человек, в будние дни — от 10 до 50, что позволило бизнесу выйти в ноль.
В течение следующих четырех лет предприниматели открыли еще пять парков в Москве, а также вместе с региональными партнерами — в Липецке, Истре и Екатеринбурге (доля партнеров в проектах — от 15 до 50%).
Сегодня все «ПандаПарки» делятся на веревочные лабиринты, расположенные в местах с большой проходимостью, и парки приключений в лесной зоне за городом, куда отдыхающие приезжают на целый день. В этом году в «ПандаПарке» стали проходить мероприятия — детские праздники, выпускные балы и корпоративы, что приносит около 20—30% дохода (с мая этого года 100 мероприятий принесли компании около 4 млн руб.).
Основная часть затрат «ПандаПарка» — инвестиции в строительство новых площадок, расходы на текущий ремонт, а также зарплата персонала (см. в таблице). Говорить, во сколько обходится аренда парковой территории, ни в самой компании, ни в парках РБК daily не захотели.
«ПандаПарк» развивает свой бренд в Москве через совместные акции с сетями фитнес-клубов (в «ПандаПарках» фитнес-тренеры проводят для детей утреннюю разминку), а также за счет спонсорства в конкурсах детских и lifestyle-журналов, предлагая в качестве приза победителю поход в «ПандаПарк». Все это партнерские договоренности, и раскрутка проекта ничего не стоит его собственникам. Главный PR — сарафанное радио. Более 70% посетителей веревочных комплексов — это те, кто уже был однажды в «ПандаПарке» и хочет пройти маршруты повторно. «Основную прибыль нам приносят подростки — до взрослых развлечений они пока не доросли, детские активности для них скучны, а мы предлагаем то, что интересно, и то, что не под запретом», — отмечает Мария Дубровская.
«Появление веревочного комплекса в парке приводит к нам новую аудиторию — платежеспособных молодых людей, которых так не хватает столичным паркам, где в основном пока гуляют только пожилые люди и семейные пары. Сейчас в сравнении с другими аттракционами «ПандаПарк» приносит нам наибольший доход», — делится впечатлениями от сотрудничества замдиректора по развитию и маркетингу парка «Фили» Лариса Ершова.
В пресс-службе ЦПКиО им. Горького РБК daily сообщили, что этим летом «ПандаПарк» в Нескучном саду посещает более 400 человек в неделю, из них более 200 — в выходные.
Мария Дубровская рассказала, что по итогам закрытия сезона-2012 через всю сеть веревочных парков прошли 75 тыс. человек, причем большая часть — подростки и взрослые.
«ПандаПарк» — теплолюбивый бизнес. На зиму компания распускает инструкторов на площадках, работает только офис. Веревочные парки демонтируют, оставляют лишь громоздкие сооружения, которые накрывают брезентом.
Прямых конкурентов в России у «ПандаПарка» нет — компании, готовые строить веревочные парки, пока не управляют ими. Однако вскоре ситуация может измениться. «Мы занимаемся строительством канатных полос препятствий под ключ. В среднем проект обходится нам от 1,5 млн руб., — говорит Александр Чистяков, генеральный директор компании «Мультипаркс». — Управлять инфраструктурой парка несложно — мы хотим начать работать под собственным брендом. Скорее всего, первой площадкой станет большой веревочный парк на территории одной из баз отдыха в Подмосковье».
Этим летом «ПандаПарк» запустил франчайзинговую программу в городах-миллионниках. Сейчас у компании 12 потенциальных партнеров — работу с ними предприниматели начнут в октябре, когда стартует подготовка к новому сезону. Помимо развития франшизной сети в планах основателей компании открытие всесезонной площадки с веревочными препятствиями к 2015 году.
Источник: РБК daily