Музей купеческой славы

В подмосковной Коломне реализуется амбициозный проект: на территории коломенского Посада под кураторством культуролога Натальи Никитиной и экономиста Елены Дмитриевой собираются создать квартал, состоящий из четырнадцати новых музеев. Первыми стали Музей коломенской пастилы и фабрика по производству лакомства, которое готовили здесь на протяжении двух веков.

Прогулка по будущему музейному кварталу начинается с посещения полуразрушенного Кружечного двора, где в XVIII веке хранили и продавали самогон, наливки и прочие винно-водочные продукты. Вход в одноэтажное кирпичное строение преграждают заросли крапивы, в потолке зияют бреши, и когда руководитель проекта музейного квартала Наталья Никитина начинает рассказывать о планах восстановления руины (возобновить производство крепких напитков по старым рецептам и начать торговлю), ей поначалу не веришь — слишком большие и рискованные вложения для этого потребуются.

Сомнения рассеиваются, когда попадаешь в музейную фабрику пастилы, которую Никитина и ее партнер Елена Дмитриева восстановили из таких же руин в 2011 году. Экскурсоводов здесь нет — о процессе производства и жизни фабрики купца второй гильдии Петра Карповича Чуприкова рассказывают его участники: садовник Кузьмич, деловитый начальник производства, непутевый подмастерье, жена Чуприкова и сам мануфактурщик. Причем не только рассказывают и показывают, но и активно вовлекают в процесс посетителей, предлагая с помощью специального «сердцевынимателя» избавиться от сердцевины яблока или взбить пюре с помощью мутовки (к счастью, людей здесь щадят: в старинные времена этот процесс занимал целых пять часов). С музейными обитателями активно работают театральные режиссеры, и недостатка волонтеров, желающих приобщиться к фабричной жизни, по словам Никитиной, нет. За два года количество штатных сотрудников выросло в два раза: сейчас в штате состоит 90 человек, еще десять занимаются отдельными проектами внештатно.

Превращение развалины в успешный музей, экскурсии по выходным в котором расписаны на год вперед, кажется еще удивительнее, когда узнаешь, что Никитина и Дмитриева не профессиональные музейщики. «Я по образованию культуролог. Лена — экономист. У нее собственный бизнес: водоочистительные системы для коттеджей, септики. Музеями мы до этого никогда не занимались».

По западному образцу

Идея квартала возникла после посещения Никитиной британского города Айронбридж — как и следует из названия, здесь в конце XVIII века был построен первый в мире железный мост. А в 1967 году колыбель индустриальной революции начали превращать в огромный музей под открытым небом: здесь открылись сапожная и кузнечная мастерские, пекарня и типография, другие небольшие производства.

«Отличие нашего музея-квартала в том, что он вписан в общую городскую среду, — говорит Никитина. — Благодаря этому у приезжающих людей не возникает ощущение исторического Диснейленда, изолированной территории, живущей в декорациях того или иного времени. Хотя в том же Айронбридже не всегда поймешь, кто перед тобой — актер с прописанным сценарием или простой житель».

Почем фунт пастилы

На открытие первого музея, который расположился во флигеле усадьбы купцов Сурановых рядом со старообрядческим храмом Николы на Посадях, потребовалось порядка 4 млн руб. В 2008 году проект выиграл конкурс Фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» — его грант составил 700 тыс. руб., остальное собирали из собственных средств: Никитина заложила доставшуюся по наследству квартиру, Дмитриева внесла личные сбережения. Сейчас тут знакомят с традициями купеческой трапезы, историей городской пастильницы и кормят в летнем кафе пирожками по рецептам Софьи Андреевны Толстой и бисквитом, пропитанным марочной мадерой, популярным в начале XX века.

Фабрика обошлась Никитиной и Дмитриевой уже в 10—12 млн. На помощь вновь пришел крупный капитал: экспозицию профинансировал Потанин, а деньги на восстановление здания и производство взяли в кредит у фонда «Наше будущее» Вагита Алекперова. Делать крупномасштабный бизнес из небольшой пастильни Никитина пока не планирует, хотя спрос на лакомство по старинным рецептам растет год от года. Больше всего оно полюбилось британцам: коломенскую пастилу заказывают Гринвичская обсерватория и Пушкинский музей в Лондоне, а в планах у коломенцев — открытие производства в Великобритании, ориентированного на рынок стран ЕС. В подмосковном городе, в свою очередь, вскоре появится производство сидра по британским технологиям.

С купеческим размахом

Вслед за пастилой в Коломне вспомнили о традициях мыловарения: на улице Зайцева открылась лавка «Торговля мылом Г.И. Суранова», вскоре появится и музей, где можно будет изучить производство. Следующий музей, который должен открыться уже этой осенью, — находящаяся там же неподалеку калачная. Готовить калачи будут в дровяной печи, а продавать — прямо с возу: повозка будет курсировать по всему Старому городу. «Коломенский калач был сильным брендом, — говорит Никитина, — его даже в Париже знали. Правда, такой же финансовой отдачи, как от пастилы, мы от калачей не ждем — срок хранения меньше».

Мэр Коломны навестил Музей пастилы только через два года после открытия, когда о нем уже узнали в Москве. Финансирования от города партнерство не получает, но после того как Посад стал привлекать все больше туристов, административные вопросы стало решать гораздо легче. Так что шансы на то, что через пять-десять лет у нас будет свой «подмосковный Айронбридж», весьма высоки.

В калачной тем временем полным ходом идет ремонт: несмотря на то что до открытия проекта остались считаные недели (открытие запланировано на 21 сентября), здесь еще предстоит достроить огромную кирпичную печь и воссоздать интерьер. Но в свете того, что уже было сделано Никитиной и Дмитриевой в Коломне, эти сроки не кажутся такими уж фантастическими.Источник: РБК daily

2 комментария

Добавить комментарий