Встреча в центре Европы: в австрийской столице прошла Vienna Fair The New Contemporary
Во второй раз под русским патронажем в Вене прошла ярмарка современного искусства Vienna Fair, основным акционером которой в прошлом году стал один из крупных девелоперов Дмитрий Аксенов. «Для меня это не благотворительность и не чистая любовь к искусству, а бизнес-проект в первую очередь», — говорит новый владелец и оптимистично добавляет, что собирается вывести ярмарку в прибыль уже через два-три года.
Полное обновление ярмарочной концепции началось еще на прошлогоднем смотре. Арт-директорами ярмарки стали кураторы Кристина Штейнбрехер-Пфандт и Вита Заман, снявшиеся для наружной рекламы, заполонившей тогда город, в образах блондинок-вамп со слоганом «Больше красоты!». Ими были сформированы и тезисы развития Vienna Fair — акцент на искусство Центральной и Восточной Европы, средний ценовой сегмент произведений, динамичная рамочная программа для разного рода публики и, конечно, активная работа с начинающими коллекционерами.
Все эти нововведения, направленные на оживление ярмарки, которая состоялась уже в восьмой раз, в этом году прошли еще большую оптимизацию. К подавляющему большинству галерей из Австрии и Германии добавились участники из Латвии, Чехии, Албании, Румынии, Польши и Болгарии. Ценовой диапазон съехал из среднего сегмента в низкий — от 2 тыс. до 20 тыс. евро (здесь, кажется, реализовали несбывшуюся мечту «Арт Москвы» впечатляюще представить международное искусство ценой до 5 тыс. евро). Крупные игроки рынка, как, например, Galerie Thaddaeus Ropac, выставлявшая в прошлом году картины Ильи Кабакова за 650 тыс. евро и Георга Базелица, ушли с ярмарки. Но пришли новые перспективные дилеры — берлинские Galerie Crone и Nordenhake, московская «Риджина», британская Division of Labour; а также вернулись довольные прошлогодние дебютанты.
Интерактивная лекционно-образовательная программа под названием «Школа счастья» для собирателей, студентов и посетителей ярмарки расширилась и была выше всяких похвал. Впервые здесь организовали парк скульптур на территории вокруг и внутри пространства выставочного центра. А кроме традиционных европейских коллекционеров, заинтересованных новым форматом и бесконечным вниманием к своим персонам, на ярмарке высадился целый десант русских и украинских собирателей, увлеченных страстью к современному искусству г-на Аксенова и его команды.
Что касается искусства, представленного в Вене 127 галереями из 27 стран, то здесь преобладают его коммерческие варианты и небольшие «домашние» формы. Самыми дорогими произведениями стали инсталляция классика Франца Веста и полотно бельгийца Яна Фабра, оцененные в 150 тыс. Но это редкие для ярмарки большие имена. Масса вещей молодых актуальных авторов продавалась в диапазоне до 20 тыс. В Marc Jancou contemporary живописный триптих Росса Чизхолма «Дай мне уйти» стоил 14,5 тыс.; сплетенное из стальных прутьев панно израильтянки Аи Бен Рон в Aando Fine Art ушло за 18 тыс., а скульптуры из бумаги Эстер Штокер продавались в Krobath за 4—13 тыс. евро.
После вернисажа в день открытия, где побывали около 6 тыс. человек, галеристы уже довольно рапортовали о продажах и продолжали сообщать о положительной динамике все последующие дни. Значит, успех прошлогодней ярмарки повторился, и ее организаторы на правильном пути.Источник: РБК daily