Сможет ли новый «навигатор» для незрячих покорить глобальный рынок
Основатели стартапа Oriense создали «навигатор» для слабовидящих и незрячих, который позволяет ориентироваться в помещениях и на улице с помощью аудиогида. Прибор может заменить ультразвуковые трости и другие локаторы. Однако эксперты считают, что в России вывести инновацию на рынок стартапу будет сложно.
«На груди человека крепится устройство, которое «видит» окружающую обстановку и голосом предупреждает о препятствиях», — рассказывает Виталий Китаев, сооснователь стартапа Oriense.
В начале 2012 года к нему и его коллегам — инженерам из петербургского НИИ Робототехники и технической кибернетики, обратился друг, незрячий от рождения, с просьбой научить его «видеть». «Раз технологии позволяют ориентироваться в окружающем мире машинам, значит, они могут сделать то же самое и для слепых людей», — решили ученые. Так возникла идея устройства Oriense.
В качестве платформы для Oriense выбрали технологию Kinect — игровой аксессуар Microsoft, «считывающий» движения человека. Kinect в структуре прибора фиксировал контур препятствий на пути незрячего. Команда Oriense с новой разработкой в апреле 2012 года участвовала в конкурсе Imagine Cup и дошла до всероссийского этапа, но из Москвы вернулась без призового места, но со специальной наградой от компании Intel. «Впрочем, мы не раскисли, так как знали, что делаем важное дело», — говорит Виталий Китаев, один из CEO проекта. Встречая на петербургских улицах слепых, разработчики полностью уверились в необходимости продолжать работу.
В мае 2012 года команда попробовала силы на конкурсе БИТ («Бизнес инновационных технологий») и заняла второе место на «БИТ Северо-Запад». Призовая 1 тыс. долл. оказалась не главным, на мероприятии разработчики познакомились с партнерами стартап-акселератора iDeal Machine. Доработав прибор в рамках акселерационной программы, Катаев, Жуков и Буняков получили 20 тыс. долл. от венчурного фонда RSV Venture Partners. На эти деньги команда создала полноценный прототип прибора (он стал легче и меньше по размеру) и протестировала его в петербургском Центре медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению. «Прибор был довольно громоздким — почти полностью закрывал грудь слепого, но навигация работала хорошо. Слепые двигались по комнате по подсказкам из наушников», — рассказывает один из преподавателей центра Александр Садчиков.
В новой версии продукта разработчики отказались от работы с Kinect, заменив его на меньшие по размеру сенсоры израильской компании PrimeSense. Сейчас прибор Oriense состоит из 3D-камеры, которая фиксирует объекты впереди слепого, боковых видеокамер и микрокомпьютера. На основе полученной информации прибор рисует «карту глубины» (изображение, на котором интенсивностью цвета обозначается дальность всех окружающих предметов от точки обзора). Система анализирует, как лучше всего обойти препятствие, формулирует словесное описание пути и озвучивает подсказку через беспроводные наушники. Такого функционала достаточно, чтобы человек чувствовал себя свободно, перемещаясь в помещении, утверждает г-н Китаев. В июне этого года стартап получил предзаказ от образовательного центра «Эдукор». «В 2014 году мы планируем оснастить системами Oriense класс для слепых, заказали около десяти таких приборов», — говорит глава «Эдукор» Александр Нечаев.
В августе этого года Oriense получил наивысший индекс инвестиционной привлекательности (ААА) в рамках Russian Startup Raiting. Еще раньше, в июне, для создания второй версии прибора основатели компании привлекли грант Фонда содействия развитию малых форм предприятий (1 млн руб.). Сейчас команда завершает переговоры с частным инвестором и венчурным фондом, которые готовы совместно предоставить стартапу 4 млн руб. Этих денег хватит для разработки устройства, способного определять свет светофора и различать надписи на ценниках в супермаркете.
Предполагаемая цена прибора в рознице — 800 долл. Продавать сенсоры Oriense планирует через уже существующие сети дистрибьюторов, специализирующихся на продаже медицинского оборудования для реабилитации, и через интернет-магазины товаров для слепых. Катаев, Жуков и Буняков планируют установить фиксированные цены для партнеров и разделить с ними итоговую прибыль с каждой партии. Впрочем, опрошенные РБК daily представители магазинов считают, что 800 долл. — слишком высокая для России цена, электронная трость для незрячих и слабовидящих, например, стоит почти вдвое дешевле.
Зарубежные аналоги проекта — системы Voice Sense и I-21, а также прибор AUX DECO, работающий на основе эхолокации, требуют от слепых долгого обучения. Среди конкурентов Oriense также израильский стартап OrCam, создавший устройство, которое крепится на очки и помогает слабовидящим читать тексты и распознавать цветовые сигналы светофоров. Гаджет стоит дороже Oriense (2,5 тыс. долл.) и не подходит для полностью незрячих людей.
Российский проект «Тактильное зрение», разработавший пояс с тактильной матрицей, работает не с визуальной картинкой, а с тепловой картой (показывает расстояние до предмета с помощью тактильных ощущений). «Oriense полностью распознает препятствие и через наушник просто рассказывает о нем; используя нашу разработку, вы не будете знать, что конкретно перед вами, но зато сможете почувствовать его образ», — говорит Денис Петрыкин, руководитель проекта «Тактильное зрение».
В перспективе Oriense планирует продавать прибор в сегменте b2g, например через госкомпании, предоставляющие работу незрячим, и благотворительные и общественные организации, которые могут обеспечить оптовые закупки.
В планах компании — выход на европейский и американский рынки. Летом 2014 года выйдет первая пилотная партия, экспансия на европейский рынок начнется не раньше начала 2015 года.
Впрочем, инвесторы российского биотеха не до конца уверены в успехе стартапа на глобальном уровне.
Елена Касимова,
директор по стратегии и инвестициям «Биопроцесс Кэпитал Партнерс»
В России большинство венчурных инвесторов крайне осторожно инвестируют в медицинские приборы — в этой сфере велики риски не только технологические, но провала запуска продаж. Скорее всего, стартапу придется распространять девайсы через госзакупки, а это сложный и менее понятный сценарий, чем вывод на рынок лекарства.
Гелена Лифшиц,
директор биомедицинского кластера
«Сколково»
Будущее помощи слепым и слабовидящим — за нейрохирургией. Уже созданы прототипы имплантируемых устройств, состоящих из миниатюрной видеокамеры и видеоматрицы, которые встраиваются непосредственно в тело пациента, а микропроцессор посылает визуальные сигналы с камеры к коре головного мозга. Что касается Oriense, я сомневаюсь, что в нашей стране слепые (они чаще всего не работают и живут на пенсию по инвалидности) массово смогут купить прибор почти за 1 тыс. долл. Полагаю, если устройство докажет свою эффективность, можно будет говорить о возможности государственной поддержки.
Егор Бекетов.
глава «Биофонда» ОАО «Российская
венчурная компания»
Успех стартапа определит то, смогут ли авторы сделать интерфейс для использования устройством максимально понятным и удобным. Следует отметить, что команда проекта включает инженеров и программистов, но не ясно, кто является медицинским консультантом, помогающим адекватно транслировать реальные потребности как слепых и слабовидящих, так и запрос медицинского сообщества. Если у стартапа не будет тесного контакта с такими экспертами — разработка рискует оказаться вне поля запросов потребителей.Источник: РБК daily