«Скорую помощь» передают в частные руки
Российские станции «скорой помощи» переходят на аутсорсинг. Уже в трех городах — Перми, Уфе и Кирове — компания «Новая скорая помощь» («Новоскор») 32-летнего предпринимателя Евгения Фридмана предоставляет медикам автомобили, их обслуживание и водителей. До конца года «Новоскор» придет в четыре новых города, а в следующем году планирует расширить географию своего присутствия до 20 городов.
Евгений Фридман по образованию психиатр. Он говорит, что это очень помогает ему в бизнесе — выстраивать коммуникацию с потенциальными клиентами. Первые деньги, 25 советских рублей, он заработал в шесть лет, снявшись в массовке фильма «Транти-ванти». В 18 лет стал продавать мобильные телефоны и довел количество салонов связи до пяти. В 21 год продал бизнес и занялся маршрутными перевозками. На рынок аутсорсинга медицинского автотранспорта Фридман пришел в 2007 году.
По его оценкам, парк машин «скорой помощи» в России составляет около 15 тыс. штук, а их износ достигает 60—80%. Но благодаря активному внедрению аутсорсинга можно в течение нескольких лет полностью обновить этот автопарк, убежден предприниматель.
В развитых странах все непрофильные функции госучреждений (транспорт, питание, уборка помещений и т.д.), как правило, выводятся на аутсорсинг, констатирует глава лаборатории бюджетного федерализма Института экономической политики Владимир Назаров. Это позволяет организации сосредоточиться на своих основных функциях, а главное — за счет конкуренции повышает качество предоставления услуг и снижает их стоимость. Аутсорсингом пользуется и все больше частных компаний, продолжает эксперт: «Но тут многое зависит от философии бизнеса: скажем, Apple — закрытая корпорация и предпочитает все делать сама, а Google, наоборот, открытая и максимум функций отдает на аутсорсинг».
Выведение автопарка на аутсорсинг в Перми экономит бюджету около 5 млн руб. ежегодно, говорит главврач Пермской станции «скорой помощи» Евгений Камкин. Например, за счет конкуренции: автотранспортные услуги медикам в краевом центре оказывают одно МУП и три частные компании. Но главное — теперь городу не нужно закупать новые автомобили. На обновление автопарка региональному и муниципальному бюджетам пришлось бы израсходовать более 70 млн руб., отмечает собеседник издания.
Выгода не только денежная. «Повысилось качество услуг, — продолжает Евгений Камкин. — За счет обновления автопарка уменьшилось количество сходов автомобилей с линии по причине ремонта, соответственно, большее количество бригад оказывают скорую медицинскую помощь, увеличилась оперативность их работы». Немаловажно, что с руководства станции снимается административная и уголовная ответственность за возможные нарушения правил содержания и эксплуатации транспорта, добавляет он.
С января этого года «Новоскор» работает и в Кирове. «До этого мы использовали машины 2006—2007 годов выпуска, — говорит главврач кировской станции «скорой помощи» Сергей Одношивков. — Теперь все 38 автомобилей «скорой помощи» в городе совсем новые».
В прошлом году оборот «Новоскора» достиг 100 млн руб. (при рентабельности 15%), а по итогам 2013-го удвоится, прогнозирует гн Фридман. В мае 2014-го он планирует также запустить проект в сфере санитарной авиации. Бизнесмен уже нашел в Перми партнера с небольшим аэродромом и на недавнем авиасалоне МАКС в подмосковном Жуковском договорился о покупке трех самолетов: двух Cеssna 206 и одного Cessna 208. «Если бизнес пойдет, можно будет открыть и коммерческие авиаперевозки, например из Перми в Березники», — говорит бизнесмен.
Кроме того, с 2015 года «Новоскор» на ряде подстанций «скорой помощи» хочет запустить полный аутсорсинг машин «скорой помощи» — вместе с водителями и врачами. Сейчас Евгений Фридман думает над возможностью предоставлять автомобили и другим госпредприятиям и службам: «Почте России», пожарным, полиции. С последней уже ведет переговоры.
Собеседник РБК daily развивает проекты и в других сферах. В его группу компаний «Феникс» помимо «Новоскора» входят хостел «П» и кафе «Семь ложек» в центре Перми. В ближайших планах — запуск сети кафе с тем же названием в Уфе и Кирове, а также строительство коворкинга и создание мотоклуба по ледовому спидвею в Перми. «Я пытаюсь диверсифицировать бизнес, — говорит Евгений Фридман. — Хотя на фоне денег, которые мы зарабатываем на «скорой помощи», любой другой бизнес меркнет, так что это для меня больше отдушина, чем источник прибыли».
Источник: РБК daily