Российским менеджерам инноваций не хватает творчества и знаний
Российские корпорации активно развивают менеджмент инноваций, однако руководителям таких подразделений часто не хватает знаний и свободы творчества. К такому выводу пришли эксперты ИМИ НИУ ВШЭ и РВК в опубликованном сегодня исследовании «Менеджер инноваций крупной российской компании кто он?» РБК daily нашла самые важные черты портрета таких управленцев.
Менеджер инноваций, согласно отчету, занимается управленческой и аналитической работой, выстраивает технологические процессы и коммуникации внутри компании и за ее пределами. В среднем такой менеджер имеет восьмилетний опыт в управлении проектами. Большая часть менеджеров (72%) занялись инновациями, поработав в других областях. При этом многие из них считают свою должность хорошим карьерным трамплином: через 10 лет 40% опрошенных хотели бы возглавить в корпорации R&D-подразделение, а 30% занять должность генерального директора или топ-менеджера.
Авторы отчета опросили 55 человек из 45 частных и государственных корпораций и выяснили, что менеджерам на таких позициях не хватает времени и сил на креативность из-за жесткой регламентированности работы. «У 60% респондентов регламентировано свыше 50% функций. Из них у 20% уровень регламентированности составляет свыше 90%», говорится в исследовании. При этом для 84% менеджеров инноваций установлены KPI для оценки качества работы соблюдение плановых показателей и договорных условий, а также рыночные (например, факт вывода продукта на рынок или количество новых клиентов) и экономические (выручка, доходность, производительность) показатели.
Хотя в 65% российских корпораций существуют инновационные подразделения, не во всех компаниях правильно выстроено управление проектами. 50% опрошенных менеджеров заявили, что в их компаниях задачи каждого проекта разделяются между разными подразделениями, а не отдаются единой команде.
Среди менеджеров инноваций оказалось много людей старшего поколения с техническим образованием, для которых наличие у подчиненных экономического или управленческого образования не является критически важным (56% опрошенных предпочитают принимать людей с техническим или естественнонаучным дипломом) этими компетенциями новый сотрудник должен овладеть уже в процессе работы. Сами менеджеры инноваций (88%) прошли дополнительное обучение чаще всего при поддержке своих работодателей.
При этом они признают, что успешное развитие новых технологий в компаниях тормозится из-за дефицита компетенций для разработки и внедрения инноваций 53% опрошенных признали это главной трудностью. Среди других препятствий позиция топ-менеджмента или собственников бизнеса, нехватка финансирования и отсутствие спроса на инновации со стороны рынка.
Эксперты ИМИ НИУ ВШЭ прогнозируют рост внимания российских корпораций к инновациям. «Если три года назад мы наблюдали массовое появление в российских корпорациях исследовательских подразделений, то сегодня в них создаются блоки по управлению инновациями с более широким набором задач работе с партнерами, координацией внутрикорпоративных бизнес-процессов, говорит Дан Медовников, директор ИМИ НИУ ВШЭ. При этом руководители таких подразделений должны разбираться в технологиях, следить за глобальными технологическими трендами и одновременно уметь выстраивать эффективный менеджмент, ориентироваться в ситуации на рынке. Столь высокий уровень сложности работы менеджеров инноваций требует их качественной подготовки а это невозможно без внедрения стандартов обучения. В ближайшее время мы планируем разработать их, сопоставив магистерские программы и МВА на базе российских вузов и внутрикорпоративные программы обучения инновационных менеджеров».
Источник: РБК daily