Российским менеджерам инноваций не хватает творчества и знаний

Российские корпорации активно развивают менеджмент инноваций, однако руководителям таких подразделений часто не хватает знаний и свободы творчества. К такому выводу пришли эксперты ИМИ НИУ ВШЭ и РВК  в опубликованном сегодня исследовании «Менеджер инноваций крупной российской компании кто он?»  РБК daily нашла самые важные черты портрета таких управленцев.

Менеджер инноваций, согласно отчету,  занимается управленческой и аналитической работой,  выстраивает технологические процессы и коммуникации внутри компании и за ее пределами.  В среднем такой менеджер имеет восьмилетний опыт в управлении проектами. Большая часть менеджеров (72%) занялись инновациями, поработав в других областях.  При этом многие из них считают  свою должность хорошим  карьерным трамплином: через 10 лет 40% опрошенных хотели бы возглавить в корпорации R&D-подразделение, а 30% занять  должность генерального директора или топ-менеджера.

Авторы отчета опросили 55 человек из 45 частных и государственных корпораций и выяснили, что менеджерам на таких позициях не хватает времени и сил на креативность из-за  жесткой регламентированности работы. «У 60% респондентов регламентировано свыше  50% функций. Из них у 20% уровень регламентированности составляет свыше 90%», говорится в исследовании.  При этом для 84% менеджеров инноваций установлены KPI для оценки качества работы соблюдение плановых показателей и договорных условий, а также рыночные (например, факт вывода продукта на рынок или количество новых клиентов) и экономические (выручка, доходность, производительность) показатели.

Хотя в 65% российских корпораций существуют инновационные подразделения, не во всех компаниях правильно выстроено управление проектами. 50% опрошенных менеджеров заявили, что в их компаниях задачи каждого проекта разделяются между разными подразделениями, а не отдаются единой команде. 

Среди менеджеров инноваций оказалось много людей старшего поколения с техническим образованием, для которых наличие у подчиненных экономического или управленческого образования не является критически важным  (56% опрошенных предпочитают принимать людей с техническим или естественнонаучным дипломом) этими компетенциями новый сотрудник должен овладеть  уже в процессе работы.  Сами менеджеры инноваций (88%) прошли дополнительное обучение чаще всего при поддержке своих работодателей.

При этом они признают, что успешное развитие новых технологий в компаниях тормозится из-за дефицита компетенций для разработки и внедрения инноваций 53% опрошенных признали это главной трудностью.  Среди других препятствий позиция топ-менеджмента  или собственников бизнеса,  нехватка финансирования и отсутствие спроса на инновации со стороны рынка.

Эксперты ИМИ НИУ ВШЭ прогнозируют рост внимания российских корпораций к инновациям. «Если три года назад мы наблюдали массовое появление в  российских корпорациях исследовательских подразделений, то сегодня в них создаются блоки по управлению инновациями с более широким набором задач работе с партнерами, координацией внутрикорпоративных бизнес-процессов, говорит Дан Медовников, директор ИМИ НИУ ВШЭ. При этом руководители таких подразделений должны  разбираться в технологиях, следить за глобальными технологическими трендами и  одновременно уметь выстраивать эффективный менеджмент, ориентироваться в ситуации на рынке. Столь высокий уровень сложности работы менеджеров инноваций требует их качественной подготовки а это невозможно без внедрения стандартов обучения. В ближайшее время мы планируем разработать их,  сопоставив магистерские программы и МВА на базе российских вузов  и внутрикорпоративные программы обучения инновационных менеджеров».

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий