Пьесу «Маскарад маскарад» поставили в театре «Приют комедианта»

Пьесу «Маскарад маскарад» Михаила Угарова впервые показали в виде эскиза самого драматурга в рамках московской лаборатории «Классика. Актуализация» зимой этого года. Молодой режиссер Семен Александровский сразу выступил с предложением поставить его со своей командой на сцене петербургского театра «Приют комедианта» и определил жанр будущего спектакля — стэнд-ап.

Угаров избавил романтическую драму русского Байрона от балласта культурных прочтений, от навязанных за два с лишним века смыслов. Многие склонны именно их путать с первоисточником, присваивать Лермонтову и воспринимать как неприкосновенное. Традиционно попытка внешне актуализировать коллизию становится поводом для негодования публики. Но в «Маскараде маскараде» сюжет и имеющие место нововведения отодвинуты на второй план. Перед нами пьеса о том, как Угаров пьесу Лермонтова читал, или, что точнее, пьеса читала его.

Александровский по умолчанию отказывает зрителю в готовой режиссерской концепции и лишает действие привычной структуры взаимоотношения зала и сцены (вы — сидите, мы — рассказываем). Он уходит от разжевывания смыслов, но и не призывает «сбросить с парохода современности» в данном случае «Эм Ююю… ээээ… Лермонтова» (этими словами начинается часовое действие).

Разложенная на голоса пьеса Угарова, по существу, монолог, отражающий поток мыслей автора от прочтения классики. При выдержанной характерности исполнителей условных ролей — роскошная дива Алена Старостина (Штраль), таинственный красавец Максим Фомин (Арбенин), ангелоподобная жертва Диана Зябкина (Нина), агрессивный обольститель Максим Толстиков (Звездич) — текст звучит с необходимой мерой отчужденности. А для большей нейтральности режиссер вводит «кочующих» персонажей, реплики которых распределяет. Так, рассуждения Джона Доу (он же Неизвестный) о премудростях русского языка звучат всегда вдруг, неожиданно, из уст то одного то другого. Зритель каждый раз гадает, с чьим текстом направляется к микрофону артист. Это, несомненно, игра. Интеллектуальная забава, в которой, заканчивая или нет начатую собеседником цитату, вы либо определяете друг друга как людей одного круга и общего культурного бэкграунда, либо отчуждаетесь от разговора.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий