От женщины-скрипки до звезд Голливуда: портреты Ман Рэя в Пушкинском музее

Кажется, что Ман Рэй как фотограф не нуждается в представлении — без его снимков совершенно невозможно обойтись, рассказывая об истории фотографии и блистательной богеме Монпарнаса, о дадаизме и сюрреализме. Отдельные его работы неоднократно привозили и в Москву. И все же выставка, переехавшая в ГМИИ им. Пушкина из Национальной портретной галереи в Лондоне, стала первым полноценным музейным исследованием его фотопортретов, ну и первой российской ретроспективой фотохудожника заодно.

Больше сотни оригинальных винтажных отпечатков иллюстрируют путь длиной 60 лет, с 1916 по 1976 год: первые опыты в Нью-Йорке, побег в Мекку изобразительного искусства Париж, на Монпарнас, вынужденное возвращение в Америку в 1940 году, активное сотрудничество с Голливудом и снова Париж, теперь уже навсегда.

Выставка называется «Ман Рэй. Портреты», сразу очерчивая круг работ, в которых есть все, чем он интересовался, как жил и с кем дружил. В его объектив попадали художники, писатели, композиторы, режиссеры — большинство тех, кто составил славу XX века. Ле Корбюзье в неизменных круглых очках и бабочке, Андре Дерен за рулем своего Bugatti, Матисс, похожий «на успешного доктора в хорошо скроенном твидовом костюме», Гертруда Стайн с подругой и соратницей Элис Б. Токлас в знаменитой студии на улице Флерюс под собственным портретом авторства Пикассо, Дали, Стравинский, Эйзенштейн, Эльза Скиапарелли, Ава Гарднер, юная Катрин Денев и прочие, и прочие.

Портретам себя и любимых женщин доставались самые решительные эксперименты. Автопортрет 1916 года в духе дадаизма был изначально ассамбляжем с дверным звонком и кнопкой вместо глаз и рта и отпечатком руки, красующимся по центру. Кики де Монпарнас, натурщица с полотен Сутина и Кислинга, вдохновила его на знаменитую «Скрипку Энгра» с эфами, нарисованными на обнаженной спине. Ли Миллер, напросившейся в ученицы, досталась соляризация, необычный эффект которой достигался с помощью повторного помещения на свет еще не закрепленного снимка. Еще одним техническим новшеством, придуманным задолго до Ман Рэя, но именно им введенным в оборот, была рейография — фотография, сделанная без камеры, отпечаток предмета на светочувствительной бумаге под воздействием сильного света. До Ман Рэя технику называли фотограммой, но он дал ей собственное имя. «Он относится к камере так же, как к кисти, как к инструменту на службе идей», — подытожил эту страсть к экспериментам Марсель Дюшан, с которым они дружили на протяжении всей жизни.

За многими снимками прячутся целые истории. Сделанный Ман Рэем в 1921 году портрет Марселя Дюшана в образе Розы Селяви, выдуманного персонажа, Дюшан использовал для самого дорогого на сегодняшний день редимейда — «Прекрасное дыхание». Его основой послужил флакон популярных духов дома Rigaud «Благоуханный воздух», терпких и слегка дурманящих. Дюшан купил духи и заменил этикетку, поместив на нее портрет, сделанный Ман Рэем и обыграв название. В 1990-е годы флакон попал в коллекцию Ива Сен-Лорана, а после его смерти был продан с аукциона Christie’s почти за 9 млн евро.

Таких историй можно найти здесь множество, что и неудивительно, ведь Рэй и сам — история. Еще одно подтверждение этого ждет внимательного зрителя уже на выходе, в одной из комнат-коробок, построенных в атриуме, — там выставлены алюминиевые шахматы, сделанные Ман Рэем, которыми он любил играть с Пикассо.

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий