От судьбы не уедешь: на Берлинале показали ремейк классической драмы 1990-х «Двое в городе»
Интерес к этой премьере был вызван не только биографией режиссера Рашида Бушареба, известного отличными фильмами и привлекательным бэкграундом. «Двое в городе» — ремейк фильма 1973 года, в котором снимались Ален Делон и Жан Габен, а в сюжете просвечивала судьба его создателя Жозе Джованни. В жизни которого до его творческой славы были бандитизм, тюрьма, а однажды даже чуть было не случилась гильотина.
Корсиканец Жозе Джованни (настоящее имя — Жозеф Дамиани) —личность знаменитая и мрачная. Считалось, что во время войны он участвовал в Сопротивлении, но сегодня, когда Джованни уже нет в живых, появились противоположные сведения — якобы он, наоборот, работал на гестапо. Не менее темной была и его послевоенная биография. В середине 1940-х Джованни промышлял рэкетом, был замешан в деле об убийстве, арестован и приговорен к смертной казни. Гибели удалось избежать чудом — казнь заменили на 20 лет каторги.
Выйдя на свободу досрочно, через десять лет, Джованни опубликовал свой первый роман (кстати, с публикацией помог вдохновленный прозой начинающего литератора Альбер Камю). В конце 1950-х началась его кинокарьера. К моменту своей смерти в 2004 году Джованни был популярным автором криминальных романов, известным режиссером и сценаристом. А также убежденным противником смертной казни, в конце жизни даже занятым в реабилитационной работе с заключенными.
В опасной трясине
В этом смысле фильм «Двое в городе» — одно из самых главных его высказываний. Освободившийся из тюрьмы преступник (Делон) при поддержке добросердечного тюремного воспитателя (Габен) хочет начать новую жизнь, но бывшие дружки и мстительный инспектор полиции, когда-то и отправивший его за решетку, не оставляют молодому человеку шансов. Убив своего врага из полиции, герой отправляется на плаху. А его пожилой товарищ произносит речь, обличающую полицейскую и судебную власть. «Двое в городе» — драма с четкими положительными и отрицательными героями. Персонаж Делона, конечно, преступник, но стремящийся к честной жизни, и убивает своего злого гения в состоянии аффекта, практически случайно. История, чистейшая в своей идеологии, с обличением системы, не исправляющей людей, а толкающей их на новые преступления.
Рассказать ее на новый лад решил Рашид Бушареб, призер Берлинского и Каннского фестивалей, лауреат национальной французской кинопремии «Сезар», трижды номинант на «Оскар». Было очевидно, что в сюжете появится линия о столкновении разных культур и религий — в творчестве француза алжирского происхождения Бушареба это важная тема. Несколько лет назад он даже решил сделать кинотрилогию об исламе в Америке, о непохожести и близости людей разных традиций. Фильм первый, «Совсем как женщина» с Сиенной Миллер о знакомстве среднестатистической жительницы Чикаго с американской мусульманкой, критикой был принят плохо, а зрителями — еще хуже. Второй частью трилогии как раз и стал ремейк картины Джованни.
Через Ислам к освобождению
Действие Бушареб перенес из Франции в американский штат Нью-Мексико, тут, в небольшом городке, и поселился освободившийся из тюрьмы герой (Форест Уитакер). За решеткой он принял ислам, привнесший в его жизнь гармонию, и теперь хочет жить честно, в романтическом союзе с новой знакомой (не мешает даже то, что она — католичка). Надзирает за ним суровый, но справедливый полицейский агент (Бренда Блетин). Местный шериф (Харви Кейтель) склонен поспособствовать возвращению героя на нары при первой же возможности. А знакомый гангстер, делающий бизнес на мексиканских нелегалах (Луис Гусман), настаивает на участии экс-заключенного в своем бизнесе. Именно его, в какой-то момент сорвавшись с катушек, герой и убивает.
Но ни четкой истории об исламской проблеме, ни адаптации классического сюжета о замкнутом круге и трагических обстоятельствах, увы, не получилось. Тут нет ярости оригинального фильма, даже герои все как один немолодые, усталые люди. При том что в фильме собрались отличные актеры, единственный выпуклый образ (отменного негодяя) вышел у Луиса Гусмана. Нет и особых обличений и обвинений — зло Бушареб видит не в системе, а скорее в современном мире в целом, слишком сложном, чтобы единожды оступившемуся можно было в нем выжить.
Прокатная перспектива фильма в России не ясна, до нас не добирались даже лучшие работы этого режиссера, например драма «Река Лондон». Так что гарантий никаких даже в том случае, если «Двое в городе» вдруг возьмут одного из главных «Медведей», что в любом случае сомнительно.Источник: РБК daily