Обмылок и его братья

Премьера спектакля «Братья» состоялась в «Гоголь-центре». Это театральный дебют кинорежиссера Алексея Мизгирева («Кремень», «Бубен-барабан»). Выбор постановщика был сделан не случайно: в основе пьесы, написанной Михаилом Дурненковым, — фильм Лукино Висконти «Рокко и его братья».

Последнее время ремейки известных кинолент как-то не очень удаются. Театр — совсем другое дело. Там иная условность, а потому даже хорошо знакомая история смотрится по-новому. Тем более что Михаил Дурненков перенес действие из Милана 60-х в современную Москву. В новой версии братьев не пятеро, а четверо, и у каждого из них есть прозвище. Винченцо стал Казаном, Симоне — Тюхой, Чиро — Хоббитом, а Рокко — Обмылком. Но это только внешние метаморфозы. В остальном же по большому счету за полвека изменилось не много: люди все так же мечтают быть счастливыми, и все так же их мечты не выдерживают боя с реальностью.

Вся жизнь героев спектакля — один бесконечный бой: с неприветливой столицей, с обстоятельствами и с самими собой. Не случайно Алексей Мизгирев поместил их на ринг, который превращается то в подвалы, то в квартиры, то в караоке-клубы. Трансформации происходят с минимумом реквизита — авторы отказываются от вещей в пользу актеров, делают все, чтобы не отвлекать от них внимание зрителя. Публика в данном случае — полноценный активный участ­ник действа, она вправе болеть за того или иного борца, выходящего на ринг. И надо признать, аудитории нравится ощущение сопричастности, она довольно активно реагирует, причем именно тогда, когда это требуется. Подобная вовлеченность стирает границы между залом и сценой, между художественным вымыслом и документом. Спектакль «Братья» — очередной пример того, как классическая история, в данном случае отсылающая нас даже не к Висконти, а скорее к Достоевскому, в сочетании с диалогами в духе вербатим обретает гиперактуальность.

В спектакле сохранена структура картины Лукино Висконти, он также состоит из глав, представляющих каждого из братьев и проститутку Надю. Братьев играют ребята из «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова: Никита Кукушкин (Тюха), Риналь Мухаметов (Обмылок), Иван Фоминов (Казан) и Роман Шмаков (Хоббит). На роль Нади пригласили актрису Театра им. Пушкина Викторию Исакову. Слово, интонация, эмоция — вот три оружия артистов, причем главенствует эмоция. «Братья» — первая премьера на большой сцене, звук еще не очень отлажен, поэтому не всегда понятно, что говорят герои. Конечно, можно напрягаться и вслушиваться, а можно просто наблюдать всю ту гамму чувств и ощущений, которая возникает между Тюхой, Обмылком и Надей.

Мизгирев — мастер аскетичного психологического кино. Свой почерк он сохранил и в театре. Поэтому в постановке нет визуальных трюков и попыток удивлять какими-то приемами и находками. Зато при всей жест­кости истории есть некая им­прессионистичность момента. По крайней мере красные туфли Нади и кровавая улыбка Тюхи, напоминающая Джокера из фильма «Темный рыцарь», после финальных аплодисментов возникают в памяти снова и снова.

Спектакль Алексея Мизгирева стал первым в цикле инсценировок знаменитых киноработ. В ближайших планах «Гоголь-центра» свои театральные версии фильмов Ларса фон Триера и Райнера Вернера Фассбиндера.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий