Миротворцы из ОНЭКСИМа за дружбу «Уралкалия» с Белоруссией
Владелец более четверти «Уралкалия» ОНЭКСИМ считает, что восстановление калийного сотрудничества между Россией и Белоруссией выгодно обеим странам. Но ни одна из поссорившихся компаний не подтверждает факт переговоров.
Восстановление сотрудничества между «Уралкалием» и «Беларуськалием» будет выгодно обеим компаниям и будет полезно для мирового рынка удобрений. Такое мнение в интервью Reuters высказал гендиректор ОНЭКСИМа (владеет около 27,8% «Уралкалия») Дмитрий Разумов. По его словам, «Уралкалий» чувствует себя комфортно и в текущей ситуации, работая на полную мощность и реализуя на рынке 100% своих объемов. Но он отказался уточнить, ведутся ли переговоры с белорусской стороной.
В «Уралхиме» РБК сообщили, что в целом поддерживают ОНЭКСИМ. Разумов сказал Reuters, что переговоры о покупке доли в «Уралкалии» велись параллельно с «Уралхимом», узнав об этом, два покупателя решили разделить риски. По его мнению, компания Дмитрия Мазепина лучше понимает рынок удобрений, тогда как ОНЭКСИМ сможет сосредоточиться на оптимизации стратегии компании через совет директоров.
Замгендиректора по коммерческим вопросам и логистике «Беларуськалия» Андрей Рыбак сообщил РБК, что для его компании было бы выгодно любое сотрудничество. Но он не стал комментировать, ведутся ли переговоры с «Уралкалием».
В Белорусской калийной компании (БКК, совместный трейдер «Уралкалия» и «Беларуськалия») и в самом «Уралкалии» вопрос переговоров также не комментируют.
В случае заключения нового альянса между «Уралкалием» и «Беларуськалием» частные потребители могут заподозрить их в ценовом сговоре и направить против них коллективные иски, говорит партнер юридической фирмы Antitrust Advisory Евгений Хохлов. Антимонопольные органы государств, на территории которых будет продаваться продукция компаний, тоже могут предъявить претензии в отношении цены. При отказе работать на определенных рынках объединившиеся калийные компании могут обвинить в разделе сфер влияния и также предъявить к ним иски.
Калийный конфликт развивался постепенно. После того как «Беларуськалий» и «Уралкалий» летом 2013 года обвинили друг друга в поставках в обход партнерских отношений, а экс-гендиректор российской компании Владислав Баумгертнер разорвал контракт с БКК, белорусская сторона начала настаивать на смене собственников «Уралкалия». Президент страны Александр Лукашенко делал акцент на том, что российской компанией владеют частники, которые, по его мнению, способны на нарушение партнерских договоренностей. Но до ареста Баумгертнера 26 августа прежний акционер «Уралкалия» Сулейман Керимов не собирался продавать свою долю. Но после этого появилась информация сразу о нескольких претендентах. Как только ОНЭКСИМ объявил, что договорился о покупке доли в «Уралкалии», Баумгертнера экстрадировали в Россию. Правда, новые собственники не спешили возобновлять отношения с Белоруссией.
Еще в декабре 2013 года, представляя результаты компании за третий квартал, менеджмент «Уралкалия» называл решение о расторжении договора с БКК верным, а новые переговоры об объединении с белорусскими партнерами — бессмысленными. В конце января «Уралкалий» заключил договор с Китаем, а «Беларуськалий» также стал самостоятельно договариваться с покупателями — с крупнейшим российским потребителем «Фосагро», с Индонезией и Китаем.Источник: РБК daily