Как пророссийские движения раскачивают юг и восток Украины
В эти выходные в южных и восточных областях Украины пройдет новая серия митингов с требованием проведения референдумов об их статусе. Пророссийские движения требуют либо отделения своих регионов от Украины, либо федерализации страны. Численность их радикальных отрядов растет, они могут собирать многотысячные митинги и захватывать административные здания, но лишены поддержки местных элит и пока имеют невысокие шансы на успех.
Пример Крыма заразителен
Призывы выйти на новые митинги против киевской власти в эти выходные в Одессе, Донецке, Луганске и других городах появились в соцсетях. О планах по их проведению РБК рассказали несколько активистов протестных движений на юге и востоке Украины.
Лидеры локальных пророссийских движений, «Донбасской Руси» — Наталья Белоцерковская и «Единой Одессы» — Валентин Чернов, рассказали РБК, что их цель — добиться проведения референдумов в южных и восточных областях страны либо во всей Украине. Вопросами, вынесенными на референдум, могут быть как самоопределение отдельных областей страны, так и смена государственного устройства Украины с унитарного на федеративное, что даст возможность южным и восточным областям переводить меньше денег в Киев, усилит статус русского языка.
Конкретных механизмов понуждения Киева к проведению референдума донецкие и одесские политики не называют, но говорят, что ситуация в их городах накалена. Они оценивают в десятки тысяч количество людей, вышедших на улицы в Донецке и Одессе 16 марта, одновременно с крымским референдумом.
«Мы ждем от властей их шага. Если они прислушиваются к нашему мнению, это будет один формат диалога, не прислушаются — будет другой», — говорит лидер «Единой Одессы» Чернов.
Лидеры и «Донбасской Руси», и «Единой Одессы» говорят, что в их городах существуют группы гражданской самообороны, сформированные из местных жителей. По их словам, огнестрельным оружием эти группы не вооружены.
Но их оппоненты в Киеве так не думают. Лидер одной из киевских фанатских группировок рассказал, что в этих акциях задействованы группировки пророссийски ориентированных наци и «титушки». Огнестрельное оружие применялось с их стороны при штурме офиса «Правого сектора» в Харькове (тогда в перестрелке погибли двое нападавших), сколько всего у «пророссийских боевиков» огнестрельного оружия, ему оценить сложно. По его словам, вербовка на пророссийские акции на юге и востоке Украины происходит даже в Киеве. За участие можно получить от 400 до 4 тыс. гривен.
Методы понуждения к плебисциту
Пророссийские силы в разных городах используют схожие сценарии дестабилизации ситуации, отчасти копирующие методы майдана. Это массовые митинги, попытки захвата административных зданий и вывешивания на них российских флагов, потасовки (закончившиеся убийствами в Донецке и Харькове), попытки блокирования движения техники украинской армии. В Донецке и Луганске протестующие избирали из своей среды «народных губернаторов» — оба уже арестованы украинскими властями.
В Луганске одновременно с крымским референдумом протестующими был проведен «народный референдум», в котором, как декларируют организаторы, приняло участие 50 тыс. человек. Желающие могли ответить на вопросы о доверии киевской власти, необходимости амнистии для участников протестов, вступлении в Таможенный союз, сохранении Луганской области в составе Украины. Результаты луганского «референдума» будут оглашены в это воскресенье.
РБК пообщалась с двумя участниками «Одесской дружины». Один из них рассказал РБК, что в «дружине» около 500 человек, есть инструкторы по рукопашному и ножевому бою, действиям в условиях массовых столкновений. Цель дружины — защита Одессы от возможного приезда экстремистов из других городов. В мирной жизни, по словам собеседника, он занимается предпринимательством.
Один из создателей «Одесской дружины», Денис Яцюк, говорит, что недавно окончил юридический вуз, участвует в пророссийских движениях в своем городе. Он говорит, что тренировки дружина проводит каждый вечер, но столкновений со сторонниками новой киевской власти пока не было. Яцюк уверяет, что у его формирования нет огнестрельного оружия, а популярный на YouTube ролик, где группа вооруженных автоматами мужчин в масках рассказывает о «вооруженном сопротивлении бандеровцам», охарактеризовал как возможную провокацию.
По словам Яцюка, пророссийские движения сталкиваются с репрессиями — до 200 человек задержаны Службой безопасности Украины за «призывы к сепаратизму».
Самой известной пророссийской силовой структурой является харьковский «Оплот». Движение появилось несколько лет назад и кроме политической составляющей управляло супермаркетом, спортивным клубом смешанных единоборств, ночным клубом и другим бизнесом в Харькове.
Бойцы «Оплота» в начале марта приняли участие в выдворении «майдановских активистов» из захваченной ими Харьковской областной администрации, а также в штурме харьковского офиса «Правого сектора», в ходе которого погибли двое «оплотовцев».
Связаться с представителями «Оплота» не удалось. По данным источника РБК в пророссийских движениях, лидер «Оплота» Евгений Жилин скрывается в России от украинских властей. Известный российский боец смешанных единоборств Алексей Олейник, участвующий в проектах «Оплота», подтвердил, что в начале недели Жилин был в Москве.
Участник протестных митингов, преподаватель одного из харьковских вузов Григорий говорит, что эти акции не рекламируются в СМИ, харьковские власти пытаются им мешать — например, рядом с митингом устраивают некие праздничные мероприятия с громко настроенной звуковой установкой. Участники митингов оповещают друг друга о новых акциях, например, по SMS. Он надеется, что новая киевская власть (которую считает фашистской) долго не продержится, и смыслом митингов видит формирование альтернативной ей силы.
Без политического прикрытия
На улицы выходят не самые известные политические движения. Например, в Харькове заметную роль играет небольшая коммунистическая организация «Боротьба».
Координатор «Боротьбы» Евгений Голышкин в разговоре с РБК отметил, что Партия регионов и Коммунистическая партия Украины, еще недавно противостоящие майдану, не поддерживают протестное движение на юге и востоке страны.
Директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев в разговоре с РБК отметил, что пророссийскую позицию в основном занимают недавно появившиеся на политической арене движения, так как элиты востока и юга Украины с новой киевской властью нашли консенсус.
Ряд пророссийских объединений появился недавно. Например, собеседник РБК, представившийся Валерием, из донецкого Национал-освободительного движения рассказал, что в его городе движение возникло «как ответ на появление «Правого сектора». Национал-освободительное движение имеет и украинские, и российские филиалы, в него входит депутат Госдумы, единоросс Евгений Федоров.
Федоров пояснил в разговоре с РБК, что украинские филиалы его Национал-освободительного движения действуют самостоятельно от Москвы и являются частью создающейся в разных странах мира сети антиамериканских общественных объединений.
Российские друзья
Все собеседники РБК из этих организаций заявили, что в их акциях участвуют только местные жители. Но представители российских патриотических движений не скрывают стремления попасть в южные и восточные области Украины.
Пресс-секретарь «Другой России» Александр Аверин рассказал РБК, что несколько его соратников уже находятся на юге Украины, рассматривается возможность переброски десятков лимоновцев, участвовавших в крымских событиях с присоединившегося к нашей стране полуострова.
С пророссийскими украинскими организациями на постоянной основе сотрудничает партия «Родина» — через общественные объединения «Русский интернационал», Всеукраинский координационный совет российских соотечественников. Член бюро президиума «Родины» Алексей Рылеев рассказал РБК, что нескольким украинским активистам его соратники помогли скрыться от новых киевских властей, в том числе в Приднестровье. «Родинцы» пытаются попасть на территорию Украины, но их не пускают пограничники.
Атаман подмосковной казачьей общины «Братина» Алексей Зыбин рассказал РБК, что 200 казаков из разных регионов России намерены проехать в Украину. Также, по его словам, намечены переговоры с властями Белгородской и Воронежской областей об усилении охраны границы с Украиной силами казаков, дабы препятствовать проникновению в Россию «диверсантов». В пресс-службах администраций Белгородской и Воронежской областей эту информацию прокомментировать не смогли.
Впрочем, не все российские патриоты заявляют о «планах экспансии». В пресс-службе движения «Местные» РБК пояснили, что, несмотря на многочисленные сообщения в соцсетях и СМИ, человек, водрузивший российский флаг над харьковской областной администрацией 1 марта, не член «Местных», хотя ранее и участвовал в их мероприятиях. По словам собеседника в пресс-службе «Местных», никто из активистов этого движения на Украину не поехал.
Оценки из Киева
Депутат Верховной рады от «Батькивщины» Сергей Соболев рассказал, что за последние дни на Украине были задержаны три диверсионные группы «с российскими паспортами и огнестрельным оружием». По его словам, сами пророссийские движения слишком малочисленны — самый большой митинг, в Донецке, по его оценке, собрал лишь несколько тысяч человек. Депутат Верховной рады от «Удара» Владимир Куренной также оценивает в тысячи человек самые большие пророссийские акции на юге и востоке Украины в минувшие выходные.
Все «майдановские» собеседники РБК уверены в массовом присутствии россиян на митингах в южных и восточных областях.
Украинские социологи считают, что большинство жителей юга и востока страны не поддержат присоединения к России. По данным генерального директора Киевского международного института социологии Владимир Паниотто,70% населения юга и востока Украины против ввода туда российских войск. По данным социологического центра СоцИс, на востоке страны не менее 30% местных жителей поддерживают майдан, а на юге — 20%. Этим областям далеко до ситуации в Крыму.
Прогнозы протеста
Политолог Вадим Карасев считает, что пока Россия и Украина не восстановят отношения, возможны попытки раскачивания ситуации в южных и восточных областях страны, но в целом юг и восток страны находится под контролем Киева.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко уверен, что «крымский сценарий» для юга и востока Украины маловероятен. В этих регионах нет «пророссийского консенсуса», как на присоединившемся к нашей стране полуострове, и у юго-восточного протестного движения пока нет явных лидеров, с которыми можно было вести какие-либо переговоры.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин предполагает, что масштабы протестов на юге и востоке Украины будут зависеть от политики Киева, от того, какой подход возобладает: поиск компромисса с русскоязычным населением страны или жесткое подавление недовольных.
>Окончание. Начало на с. 1Источник: РБК daily