Догнать Европу
Будущий год станет рекордным по объему открывающихся в Москве торговых центров. Даже если девелоперы не сумеют реализовать все свои планы, абсолютный максимум 2009 года будет превышен. Уже сейчас в Москве строится больше торговых центров, чем во всей Западной Европе.
Конкуренция растет
В 2014 году на столичном рынке торговой недвижимости будет реализовано сразу несколько масштабных проектов. Среди тех, площадь которых превысит 100 тыс. кв. м, – торговые центры «Вегас» в Кунцеве, «Колумбус» на Варшавском шоссе, «Мозаика» и «Авиа Парк» на Ходынском поле и Центральный детский магазин на Лубянке. Всего до конца 2015 года запланировано построить более 1,7 млн кв. м торговых площадей, подсчитали в консалтинговой компании CBRE.
Это не означает, что всех столичных профильных застройщиков поразила гигантомания. Средний размер арендопригодной площади торговых центров Москвы в 2013 году снизился на 55% по сравнению с 2009 годом, указывает заместитель директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar Анна Данченок. «Если в 2009 году средняя площадь вводимых торговых центров составляла 60 тыс. кв. м, то в этом году – 27 тыс. кв. м», – говорит эксперт.
«Конкуренция серьезно возрастает, но процесс идет довольно фрагментарно», – считает генеральный директор «Эрмитаж Девелопмент» Алексей Ванчугов. По его словам, в ближайшие два года в Москве будет открыто не менее семи новых объектов вблизи от существующих. А между тем небольших качественных ТЦ формата «рядом с домом» все еще недостаточно, уверен он.
Зверинец для покупателей
Растущая конкуренция заставляет девелоперов всерьез задумываться о концепции будущих торговых центров и их перспективах. Например, в ТРЦ «Вегас» успешно была реализована концепция «Аллеи Звезд». А про торговый центр «Рио» на Дмитровском шоссе многие теперь знают благодаря океанариуму. Впрочем, на этом в «Ташире», развивающем эту сеть торговых центров, решили не останавливаться. Недавно в компании сообщили об открытии в двух своих ТЦ «Рио» – на Дмитровском шоссе и в Санкт-Петербурге – небольших зоопарков с экзотическими животными. В компании рассчитывают, что это позволит увеличить количество покупателей на десятки процентов.
Директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей Jones Lang LaSalle Марина Малахатько также считает, что в торговых центрах повышается роль развлекательной составляющей, стремительно растет доля общепита. По ее словам, «если в действующих ТЦ на зону фудкорта и рестораны отводилось в среднем 3–3,5 тыс. кв. м, то в новых проектах – 6 тыс. кв. м и более».
Следуя этой концепции, группа компаний «Анкор» построила в «газовой столице» России, Новом Уренгое, ТЦ «Солнечный». Сама компания предпочитает позиционировать его как «крупнейший в Приполярье лайфстайл-центр». На поверку же оказывается, что акцент в концепции торгового центра был сделан на то, чтобы, по выражению его архитектора Саши Лукича, «вовлечь население, наполнить жизнь лайфстайл-центра интерактивными мероприятиями». «Помимо традиционного наполнения – кинотеатра, фудкорта, детской развлекательной зоны, крытого катка и пр. – здесь планируется регулярно проводить разнообразные выставки и мероприятия», – рассказал г-н Лукич.
Фудкорт, еще фудкорт
Некоторые собственники уже построенных ТРЦ проводят реконцепцию, чтобы они могли полноценно конкурировать с новыми центрами и отвечали актуальным запросам потребителей. Например, так поступила компания «Эрмитаж Девелопмент», развивающая ТЦ «Вива» в Бутове на основании анализа фирмы Sonae Sierra. На первом этапе в торговом комплексе произошла ротация арендаторов, появилось 16 новых магазинов, полноценный детский кластер и улучшенный фудкорт. Второй этап реновации предполагает создание полноценного спортивного кластера со спортивными магазинами и фитнес-центром. Реформированию подвергнутся и вертикальные связи торгового центра. В частности, будет заменен существующий траволатор, установлены дополнительные эскалаторы и увеличено число лифтов.
Изменится и фасад, появится дополнительное естественное освещение и еще ряд объемных планировочных решений. Не так давно «Ташир» запустил программу по реконцепции своих кинотеатров «Синема Стар». В ее рамках будет обновлен дизайн кинотеатров, коснутся изменения и общественной зоны у кинозалов, где появятся новые бары и развлекательная зона.
Но все эти порой весьма затратные мероприятия не всегда приводят к успеху. Алексей Ванчугов считает, что основной ошибкой девелоперов является неправильное определение формата и размера комплекса. В итоге появляется то, что он назвал «маргинальными центрами». «Например, все чаще можно встретить небольшие ТЦ с одним успешным и посещаемым «якорем» и 3–5 тыс. кв. м, а порой и 10 тыс. кв. м пустых площадей галереи», – отметил г-н Ванчугов.
Вторая жизнь универмагов
Так что, если реконцепция не приведет к результату, остается только сносить торговую точку и строить заново. Так и поступил турецкий девелопер Enka. На месте открывшегося в 1997 году на Ярцевской улице «Рамстора» в следующем году откроется современный торговый комплекс «Кунцево Плаза». Аналогичная судьба ждет и «Ашан Сити» на Каширском шоссе.
Важной точкой роста рынка торговой недвижимости Москвы Марина Малахатько считает добротные советские универмаги. «Например, «Первомайский», «Перовский», «Добрынинский» благодаря профессиональному редевелопменту могут быть превращены в качественные торговые центры», – полагает эксперт. Не менее интересны площадки старых ТЦ, принадлежащих столичным властям. После сноса устаревших зданий на их месте могли бы появиться вполне ликвидные районные торговые центры.
Источник: РБК daily