Дмитрий Кобылкин, губернатор ЯНАО: Нам важно продать оленя целиком
Российский павильон на всемирной выставке Expo-2012 был полностью посвящен Северному морскому пути. С недавних пор Россия активно принялась за его развитие и планирует превратить его в международную транспортную артерию. О ее роли для северных регионов и основных проблемах арктического пояса корреспондент РБК daily ЕВГЕНИЙ НОВИКОВ поговорил с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа ДМИТРИЕМ КОБЫЛКИНЫМ.
— Северный морской путь проходит в том числе и по прибрежной территории вашего региона. Планируете ли вы использовать его в своих интересах и как?
— Наша задача — реализовать потенциал предприятий Полярного Урала. С Северным морским путем мы связываем надежды на выход ямальской продукции на рынки азиатских стран, в том числе Китая, а также Северной Америки и Европы. С этой целью хотим связать железной дорогой порт Сабетта с Транссибирской магистралью. Тем самым регионы, не имеющие сегодня выхода в море, получат возможность его получить.
— Когда планируете начать ее строительство?
— Пока мы завершили все проектные работы. В федеральную целевую программу с 2015 года уже включен мост через Обь — самый дорогостоящий объект в проекте, его стоимость порядка 50 млрд руб. Сейчас составляем пул проектов для строительства самой железной дороги. Мы рассматриваем три варианта финансирования: из федерального, регионального бюджетов и средств инвесторов.
— Насколько я знаю, этим летом планируется экспедиция Тюмень — Сабетта — Китай по Северному морскому пути. В чем ее цель? Какие товары повезут в этой экспедиции?
— Мы хотим на практике подтвердить саму возможность эксплуатации наших речных и морских путей, включая Северный морской путь. С юга мы поднимем на баржах сырье, в порту Сабетта сделаем его перевалку на крупный сухогрузный танкер. Он уже пойдет по морю до Шанхая, а потом вернется с грузом из Китая. Сначала мы не предполагали, что этот рейс будет коммерческим, мы планировали просто пробить дорогу. Но потом решили организовать коммерческий караван. Жидкие углеводороды у нас и так ходят по Северному морскому пути, а вот такие товары, как зерно, металл, мы еще не возили по нему. Экспедицию полностью оплатят коммерсанты.
— Сколько судов примет участие в экспедиции?
— Пока есть решение об одном. Ну и в случае необходимости — ледокольная проводка в районе Якутии или Таймыра.
— Точные даты мероприятия уже определены?
— Пока нет, они будут зависеть от навигации. Ориентировочно — август.
— Строительство Сабетты началось в июле прошлого года. Сколько оно продлится и какие в итоге будут характеристики у порта?
— Я был на Сабетте несколько дней назад. Работы ведутся по графику, отставаний нет. 2016 год стоит в плане открытия первой очереди порта. К этому времени хотелось бы уже иметь и железную дорогу, поэтому пытаемся форсировать ее строительство. Пропускная способность порта будет 16 млн т жидких углеводородов в год. В основном это сжиженный природный газ, но также стабильный конденсат, который сегодня с Ямала, с Пуровского района, по Транссибу транспортируется до Белого моря.
— А как будут связаны Сабетта и «Ямал СПГ»?
— «Ямал СПГ» находится практически в одном месте с Сабеттой, совсем рядом. Там, в районе поселка Сабетта, будет еще взлетно-посадочная полоса. Конечно, хотелось бы еще железную дорогу туда довести, построить там железнодорожный вокзал и на причальных стенках разгружать контейнеры. Сегодня 62% всех мировых грузоперевозок осуществляется по воде. Из них лишь 6% — это перевозки России. Так что у нас еще огромный потенциал. Нам нужна вода, нам нужен выход в Мировой океан.
— Что-то еще кроме углеводородов будет проходить через Сабетту? Называлась даже сельхозпродукция…
— Сельское хозяйство у нас не сильно развито, поэтому мы вряд ли какие-то существенные объемы продовольствия сможем предоставить. Но если мы соединим Сабетту с Транссибом, сделаем ее не монопортом, а многофункциональным портом, вот тогда можно будет вывозить и фуражное зерно на животные корма. Как раз в этом мы и видим подъем сельского хозяйства в Уральском федеральном округе. Почему у нас многие предприятия сегодня не могут выжить? Не из-за высоких налогов и зарплат. Издержки в сельском хозяйстве, безусловно, большие, и поэтому оно, наверное, никогда не станет сильно прибыльным. Государство, понимая это, производит зерновые интервенции, дает максимальные дотации сельхозпроизводителям. Но этого мало, нужен еще рынок сбыта. Если он будет, если транспорт будет дешевым, тогда можно будет говорить о подъеме сельского хозяйства. Тогда это даст новый толчок экономике.
— Кстати, о сельском хозяйстве. На «Зеленой неделе» в Берлине Ямал подписал несколько контрактов на поставку оленины на европейские рынки. Какое положение занимает ваш регион на этом рынке? Планируете ли вы продвигать свою продукцию в мире?
— Мы практически единственный субъект России, который экспортирует мясо оленя. В основном это рынки Скандинавии. Нам очень важно продавать не просто мясо для ресторанов, как мы называем, «мясо без косточки», нам важно продать оленя целиком. На оленину у нас минимальные дотации, поэтому нужно продавать всего оленя: шкуру, рога, кости. В Скандинавии исторически оленя употребляют в пищу целиком: в вареном, жареном и прочих видах, поэтому этот рынок для нас более предпочтителен. Но и с Германией мы тоже заключили контракт, туда мы поставляем оленину для ресторанов.
— Кто основные конкуренты ямальской оленины в мире?
— Здесь тяжело говорить о конкуренции. Безусловно, есть традиционные страны, которые разводят оленей: Финляндия, Норвегия. Но надо понимать, что в Финляндии распространено изгородное содержание, там олени находятся в неволе, как коровы. Поэтому они у них потяжелее, в них больше жира, потому что им дают искусственные корма с присадками. Ямальские же олени питаются естественно, поэтому и качество мяса намного выше, оно абсолютно экологически чистое.
— Недавно Владимир Путин поддержал создание в Салехарде Центра изучения Арктики. Год назад вы говорили, что на это уйдет около 130 млрд руб. Удалось ли договориться о привлечении хотя бы части этой суммы?
— Необходимая сумма гораздо меньше. 130 млрд понадобились бы, если бы мы создавали в Салехарде большую международную выставочную площадку «Арктика-Экспо». На сам центр нужны небольшие деньги. Сегодня он уже существует в виде регионального центра, в нем есть специалисты, проводятся научные экспедиции. Сейчас президент ставит задачу сделать его федеральным, с возможностью в будущем перевести его и на международные рельсы. Хочется, чтобы лучшие разработки, инновации центра имели практическое применение, использовались в освоении Арктики. Я думаю, в Салехарде нам проще заниматься подобными исследованиями, так как у нас есть возможность быстрой доставки людей в арктическую зону. В Салехарде у нас уже есть хороший аэропорт, есть готовый аэропорт в практически предшельфовой зоне на Ямале — в Бованенково, и в Сабетте будет еще один аэропорт. От Салехарда лететь до Сабетты на самолете буквально 40 минут, а оттуда вертолетом за час можно добраться до острова Белого, на котором мы и хотим создать Центр экологического мониторинга самой нагрузочной зоны, где будет добываться основное богатство — углеводородное сырье.
— А что за нефтепродуктопровод вы намерены тянуть в Пермский край?
— Не только туда. Совместно с Пермским краем, Башкирией и Татарией мы хотим построить шельфовую трубу высокого давления от месторождений Ямала до конечного потребителя — заводов газо- и нефтехимии в этих регионах. У них самих месторождения практически выработаны, сегодня они получают ямальское сырье по железной дороге, а это очень дорого. Уже на старте продукция оказывается неконкурентоспособной из-за высокой себестоимости.
— Хватит ли у вас ресурсов для строительства этой трубы?
— Сегодня проблема не в этом, желающие строить ее уже есть. Теперь мы ждем от ТЭКа положительного заключения, что недостатка сырья для заполнения продуктопровода не будет. Как только мы его получим, тогда уже займемся схемой строительства. Это один из самых громких, мощных проектов, который свяжет несколько субъектов.Источник: РБК daily