Бизнесмены с выгодой использовали олимпийские ляпы

Пока несколько миллиардов человек просто следили за Олимпиадой у телевизоров, предприниматели искали способ, как сделать на этом деньги. Одни быстро среагировали на ляп с нераскрывшимся кольцом, случившийся во время открытия Игр, другие несколько лет работали над созданием скандального антиолимпийского имиджа. РБК daily нашла бизнесменов, которые смогли поймать олимпийскую волну, заработать на ней и при этом не нарушить закон.

Генеральный директор «Первого канала» и креативный директор церемоний открытия и закрытия Игр Константин Эрнст сумел пошутить над собой: он не только обыграл ляп с нераскрывшимся кольцом на финальном шоу, но и появился на пресс-конференции в майке с изображением «дефектного» олимпийского символа. Такие футболки появились в продаже уже через несколько часов после трансляции церемонии открытия Олимпиады. Первой на промах российских организаторов среагировала китайская компания TaoBao, она быстро начала производить и продавать майки, бейсболки и чехлы для iPhone. Цена китайских футболок — от 35 до 119 юаней, то есть от 200 до 700 руб. Российского подразделения у компании нет, представитель TaoBao в Китае на запрос РБК daily ответил, что «заказов из России на такие майки пока не поступало». По данным компании, число проданных на TaoBao футболок с таким символом не превышает 100 штук.

Эту же идею эксплуатирует и американская торговая площадка Zazzle, но просит за новый фэшн-тренд дороже: майка обойдется в сумму от 15 до 29 долл. (550—1000 руб.).

Те, кто не хочет возиться с заказами на иностранных сайтах, могут купить такую футболку и в российском интернет-магазине. Представитель московского сервиса Printom.ru Олеся Погребняк сообщила, что ежедневно к ним поступает от трех до десяти заказов на изготовление футболок с уже прославившимся принтом. Цена на сайте — 750 руб. за майку. В интернет-магазине TeeArt РБК daily рассказали, что их компания тоже получала несколько звонков с просьбой напечатать на майках символ с нераскрывшимся кольцом, но был ли среди заказчиков Константин Эрнст, утверждать не могут.

Четыре с половиной пиццы

Владелец новосибирской пиццерии «Пицца Синица» Алексей Яковлев открытие Олимпиады своими глазами не видел, о казусе с нераскрывшимся кольцом ему рассказали друзья. Пересмотрев нашумевший момент церемонии, Алексей решил, что это прекрасный материал для рекламной кампании. «Я подумал — ведь это так смешно, столько денег вложили в Олимпиаду, а кольцо не раскрылось. Мне показалось, что эту тему можно юмористически обыграть. И сделал рекламный баннер с намеком на то самое нераскрывшееся олимпийское кольцо», — рассказывает Алексей.

Акция гласит: купи четыре большие пиццы и получи маленькую в подарок. Закона ресторан не приступал, считает Яковлев, ведь права на бренд с нераскрывшимся кольцом пока еще никому не принадлежат.

«Выручка за февраль превысила доходы января на 30% и составила около 500 тыс. руб. по сравнению с 307 тыс. руб. в прошлом месяце. Я не могу сказать, был ли этот рост связан с успехом «олимпийской» рекламы — доходы от маркетинга всегда трудно посчитать. Главное, что этой пиар-шуткой мы повеселили своих покупателей», — пояснил предприниматель.

Рекламный баннер стал популярен не только в Новосибирске: картинка облетела просторы Рунета и дала материал для многочисленных мемов. Алексей Яковлев уверен, что прибыль от акции с пятой бесплатной пиццей меньше того дохода, который ресторан получит от притока новых клиентов, оценивших дизайнерский талант основателя. В Олимпийском комитете России РБК daily заявили, что не будут вмешиваться в вопросы того, как используется олимпийский символ с нераскрывшимся кольцом. В качестве отдельного товарного знака такое изображение зарегистрировано быть не может, считает патентный поверенный компании HQ-Result Оксана Иващенко. «Экспертиза, необходимая для регистрации товарного знака, занимает 12 месяцев и больше. То есть бренд, который появился после церемонии открытия Олимпиады в Сочи, теоретически может быть оформлен не раньше февраля 2015 года. Изображение с нераскрывшимся кольцом можно считать сходной до степени смешения с уже существующей олимпийской символикой. Поэтому любые компании, использующие этот знак в коммерческих целях, нарушают права МОК», — считает эксперт.

Тем не менее ни из МОК, ни откуда-либо «сверху» звонки предпринимателям не поступали. Однако проблемы все же могут возникнуть, считает специалист налоговой практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Ульяна Пунанова. «Сейчас федеральным законом от 01.12.07 № 310-ФЗ запрещается не только несанкционированное использование предпринимателями олимпийской символики, но и любые действия, направленные на введение потребителя в заблуждение. С учетом того что символ с «дефектным» кольцом создаст у многих покупателей ассоциацию с Олимпийским играми в Сочи, то использование такого символа с большой вероятностью может быть признано незаконным», — поясняет она.

Цена искусства

Красноярец Василий Слонов прославился благодаря серии работ Welcome to Sochi 2014. Он начал работу над ней еще в 2007 году, когда только стало известно, что Сочи станет столицей зимних Игр. «Я сразу понял, что официальная пропаганда Игр будет унылой, безвкусной и беззубой», — вспоминает художник. Так родилась идея создать образ своей, новой Олимпиады.

Он превратил Чебурашку в зубастого монстра, олимпийские кольца — в микс из виселиц и колючей проволоки. Талант художника оценил Марат Гельман — галерист и тогда еще директор музея современного искусства PERMM. Welcome to Sochi 2014 была выставлена в московском арт-центре «Винзавод». После громкого успеха работы экспонировали в музее Гельмана в Перми, где в итоге выставка была закрыта, а художника обвинили в экстремизме. Правда, и к этому Олимпийский комитет России отнесся спокойно — его эксперты не нашли в работах состава преступления.

Опрошенные РБК daily юристы считают решение Олимпийского комитета логичным: «Изображение пяти олимпийских колец — это объект исключительного права на средства индивидуализации, а не авторского права. Исключительные права МОК на такую символику нарушаются, если использовать ее на упаковках товаров, вывесках, рекламе. Само по себе воспроизведение этого изображения на картине или в виде скульптуры не является правонарушением», — комментирует Александр Дондоков, юрист адвокатского бюро «Линия права».

По словам художника, всю кампанию он просчитал до мелочей: Слонов работал на грани юридически дозволенного, но законную черту не переступал. «Известным меня сделала дурь чиновников. Обвинения в незаконном использовании олимпийских символов и экстремизме были заведомо провальными. Я и без помощи адвокатов смог бы доказать своим оппонентам, что они лохи», — говорит Слонов.

Официальных извинений Слонову чиновники не принесли, но он на власть не в обиде. «В искусстве скандал отливается золотыми монетами», — считает художник. Раньше за одну картину Слонову платили около 500 евро, после олимпийской истории — 6 тыс. евро.

На волне успеха художник запустил ряд проектов-спутников Welcome to Sochi 2014. Проект состоял из трех сегментов: картины Welcome to Sochi 2014, наградные топоры и товары народного потребления.

«На эту мысль меня навели воспоминания об Олимпиаде-80. Тогда простые бытовые приборы маркировались олимпийской эмблемой и сразу взлетали в цене на 25 руб.», — рассказывает художник. Первую партию Слонов делал своими руками. Планировал договориться с крупными производителями и поставить дело на широкую ногу. Но скандал с закрытием выставки не позволил запустить серийное производство — партнеров не нашлось.

К изучению спроса на рынке сувениров Слонов подошел научно: опросил фокус-группу, которая почти единогласно объявила главным символом России шапку-ушанку. «Я подумал, что продавать обычные ушанки, которых и так полно на любом рынке, — банально. И решил делать их из соломы — еще одного символа нашей страны. С материалом проблем не было: ученые подсчитали, что в России столько соломы, что ею можно покрыть весь Тихий океан», — говорит Василий. Еще одна идея художника — авторские мухобойки. Их Слонов планировал разместить в каждом гостиничном номере Сочи — заботился об иностранных гостях, чтобы тех не закусали морозостойкие комары.

Массовым спросом олимпийские товары не пользовались: например, русские лапти в виде коньков разошлись по миру в количестве восьми штук. Зато цена доходила до 3 тыс. долл.

По словам художника, основной доход ему приносит продажа полотен. На данный момент Слонов заключил контракты с двумя европейскими и одним российским интернет-магазинами. Кроме прибыли от прямых продаж художник рассчитывает на заказы 3D-печати своих сувениров. Несмотря на то что оригинальное производство тонет в море пиратских маек и сумок, ловить мошенников за руку Слонов не собирается. «Я не жадный, — говорит художник. — Олимпиада дала мне заработать, а теперь я даю людям заработать на себе».

 

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий