Ван Гог и пиксели: В центре дизайна Artplay открывается выставка с медиапроекциями шедевров голландца

Официальное открытие состоится 17 января, однако в режиме предпоказа выставка работает уже сейчас.

Джоконда и спецэффекты

Австралийская компания GRAN­DE Exhibitions, подготовившая экспозицию, не впервые обращается к наследию великих художников — среди других ее блокбастеров есть объехавшие весь мир выставки Леонардо да Винчи и отдельно Моны Лизы. Последняя особенно примечательна: французский инженер Паскаль Котте изучал шедевр в течение двух с половиной лет: он провел спектральный анализ полотна с помощью 240-мегапиксельной камеры собственного изобретения и долго сверял свои выводы с ведущими специалистами Лувра. В результате появилась выставка, наглядно представлявшая процесс написания Джоконды, эффекты реставрации и демонстрирующая, как картина выглядела в момент написания.

Плывущая живопись

Выставка Ван Гога такими находками не радует, но представляет собой довольно увлекательный медиааттракцион. Слово «интерактивная» к ней не слишком применимо — все, что требуется от зрителя, это занять место получше и наблюдать за своеобразным слайд-шоу. Полотна голландца транслируются на огромные экраны и снабжены цитатами из писем Ван Гога, а также краткими биографическими данными, а также классическим саундтреком.

Повествование линейно и отслеживает все этапы недолгой творческой жизни: от раннего реалистического периода, в мрачных тонах отразившего суровые будни голландских крестьян, до гениальных прозрений в местечке Овер-сюр-Уаз, где художник провел свои последние дни, страдая тяжелым душевным недугом. Не упущен «японский период», во время которого Ван Гог написал несколько работ под впечатлением от работ графика Андо Хиросиге, представителя направления укие-де («картины плывущего мира»). Полотна Ван Гога тоже «проплывают» по экрану — сконцентрироваться и поразглядывать их хотя бы полминуты выставка возможности не дает. Зато дает возможность полюбоваться струящимся дымом на «Черепе с горящей сигаретой», появляющимися друг за другом предметами мебели на «Спальне в Арле» и разлетающихся птиц с написанного накануне смерти «Пшеничного поля с воронами».

поЧитать ван Гога

Впрочем, и тем, кто этим высокотехнологичным фокусам чужд, и с вангоговским наследием знаком не понаслышке, выставка может быть небезынтересна — благодаря цитатам из писем художника. Не все знают, к примеру, что зеленый и красный цвета Ван Гог использовал, чтобы передать «все самые отвратительные страсти рода человеческого». Или о его мечте о том, что «однажды смерть перенесет нас на другую звезду». Или о воззрениях художника на то, что такое хорошая жизнь: хорошо есть, жить в хорошем доме, время от времени плясать, курить трубку и пить кофе в тишине. Письма Ван Гога брату Тео, который материально и духовно поддерживал художника всю его жизнь, изданы по-русски — хочется верить, что выставка заставит многих ознакомиться с ними подробнее. Или взять билет в Амстердам, чтобы там рассмотреть «Едоков картофеля», «Подсолнухи» и «Пшеничное поле с воронами» поближе. Благо, что после прошлогодней реконструкции коллекция Музея Ван Гога существенно расширилась.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий