Валютные волны: предприниматели и инвесторы не боятся падения рубля

Курсы доллара и евро по отношению к рублю обновили вчера свои исторические максимумы. Корреспондент РБК daily ЕЛЕНА КРАУЗОВА спросила стартаперов и инвесторов, как ситуация на валютном рынке отражается на их бизнесе и инвестиционной стратегии. Выяснилось, что они не поддаются панике и думают о дополнительных заработках, а никак не о банкротствах. Некоторые сервисы и вовсе ждут кризиса — это обеспечит им приток новых клиентов.

Анна Цфасман,

соосновательница сети кофеен «Даблби»:

Мы, конеч­но, прогнозировали падение рубля, но что он просядет настолько сильно, не ожидали. Мы закупаем кофе у поставщиков, а затем сами обжариваем его. Часть кофе в зернах мы продаем через наш оптовый отдел (в том числе в московские рестораны), часть идет на изготовление кофейных напитков в десяти наших барах. За последние несколько недель из-за падения рубля сырье (через поставщика мы получаем кофе из Африки, Латинской Америки) подорожало на 25%. Боюсь, это скажется на нашей ценовой политике — цены на наш кофе вырастут примерно на 15%. Это не приведет к оттоку ни оптовых покупателей, ни посетителей кофеен — мы уверены, что наши клиенты выбирают наш кофе не из-за низких цен.

Дмитрий Левицкий,

генеральный директор «Хурма Менеджмент Групп» (ресторан «Куклы Пистолеты», секретный бар Take it easy, darling и сеть «Дорогая, я перезвоню»):

Ресторанная индустрия пока не ощутила серьезных изменений, связанных с падением рубля. Разумеется, многие блюда в наших ресторанах мы готовим из импортных продуктов. Также большая часть алкоголя привозится из-за рубежа. Однако пока наши партнеры в России продают гастрономию и алкоголь, закупленные ранее, так что мы получаем их по прежним ценам. Но новые партии поступят уже по более высоким ценам, что спровоцирует рост цен в меню наших ресторанов. Однако, думаю, мы поднимем цены не более чем на 10%.

Феликс Шпильман,

вице-президент по стратегии сервиса для поиска и бронирования отелей Ostrovok.ru:

Для нашего бизнеса изменения курса валют имеют нейтрально-позитивный эффект. С точки зрения выручки — нейтральный, потому что у нас диверсифицированный туристический поток, останавливающийся в отелях России и за ее пределами. С точки зрения расходов — также нейтральный, так как большая их часть в рублях.

Дмитрий Саушкин,

основатель p2p-сервиса по продаже/покупке предметов гардероба Boommy:

Падение рубля не влияет катастрофически на наш сегмент (C2C продажи одежды), потому что ассортимент вещей на нашей платформе не принадлежит нам. И мы, к счастью, не имеем дел с экспортными операциями и таможней. Мы считаем, что с падением платежеспособности все больше людей в России начнут рационально относиться к покупке вещей и marketplace-платформы могут получить хороший импульс к дальнейшему развитию.

Константин Иванов,

основатель сервиса персонализированной печати 3D-Printus:

Мы строим интернет-компанию, но наш бизнес напрямую связан с вопросами производства. Курс доллара, конечно, влияет на нашу себестоимость, ведь на данный момент значительная часть материалов для производственного процесса по 3D-принтингу приобретается за рубежом. Но мы вынуждены искать возможность снизить финальную стоимость изделия для заказчика.

В основном стоимость 3D-печати формируется из объема потраченного материала на изготовление изделия. На вход к нам идет 3D-модель, мы видим объем 3F-модели в кубических сантиметрах и считаем стоимость ее производства из выбранного материала. При этом мы имеем возможность по согласованию с клиентом уменьшить объем модели за счет оптимизации размеров, толщины внутренних несущественных элементов изделия и многого другого. Это и позволяет экономить клиентам при заказе производства у нас.

Альберт Еналеев,

CEO Rezonver (продажа устройства для сварки и плазменной резки металла в одном корпусе):

На наш бизнес падение курса рубля повлияет слабо: территориально мы находимся в России, наши поставщики и наш рынок сбыта в основном расположены на территории России, так что с конвертацией валют мы имеем дело нечасто.

Константин Артемьев,

CEO Bravo Motors (разработка и запуск производства электромобилей):

У меня два бизнеса, и один из них завязан на экспорт — разработка и продажа специализированного антивирусного программного обеспечения. Нам приходит валютная выручка, поэтому падение рубля для нас скорее выгодно, так как 80% затрат составляет зарплата сотрудников, а она выплачивается в рублях. Что касается бизнеса по производству электромобилей, то 50% компонентов у нас импортные, соответственно, себестоимость электромобиля по компонентам вырастет, что негативно повлияет на маржинальность. Выход мы видим в дальнейшем переходе на отечественные компоненты или собственное производство компонентов везде, где это в принципе возможно, а также более ранний выход со своим продуктом на европейский рынок по сравнению с прогнозами бизнес-плана.

Денис Кутергин,

сооснователь сервиса для поиска исполнителей YouDo:

Чем острее в стране проблемы безработицы, кризиса, повышения цен или падения рубля, тем больше людей, жаждущих стать исполнителями YouDo, мы получаем. Чем нестабильнее финансовое положение человека, тем больше он задумывается о подработке. При этом большинство наших заказчиков — это люди с доходом выше среднего, который едва ли изменится до такой степени, чтобы отказываться от аутсорсинга услуг, к которым они давно привыкли.

Сергей Антонов,

основатель сервиса для онлайн-кредитования POSFinance:

В случае сильного падения рубля банки постараются сократить риски и расходы, увеличить свою маржинальность, будут усиливать новые каналы продаж, а как раз с этим мы им сможем помочь. Та ниша, которую мы занимаем, существует как раз, чтобы снизить издержки банков при выдаче потребительских кредитов в точках продаж: для выдачи кредитов банкам не нужно больше содержать кредитных специалистов, все процессы максимально автоматизированы. Банки понимают это уже сейчас, поэтому уже сейчас во многих банках идет оптимизация расходов и развитие дистанционных каналов продаж.

Саймон Проект,

основатель системы реферального маркетинга для онлайн-магазинов Flocktory:

В краткосрочной перспективе мы не заметили каких-либо существенно негативных последствий в связи с продолжающимся устойчивым ростом сектора e-commerce среди наших крупных клиентов. Тем не менее мы постоянно наблюдаем за ситуацией, чтобы проследить, как это скажется на маркетинговых бюджетах наших клиентов, и продолжаем ограничивать свои риски через диверсификацию валютного портфеля.

Герман Ивкин,

основатель агрегатора сервисов доставки CheckOut:

Компании международного масштаба будут страховать свои риски от дальнейших колебаний валюты за счет опционов, фьючерсов и других финансовых инструментов на покупку валюты по фиксированной ставке. Другим остается заниматься более тщательным и точным планированием своих закупочных цен и, соответственно, цен, по которым продают свои товары. Обращать внимание стоит на оценку своих денежных потоков и состояние дел своих контрагентов, так как для многих компаний дальнейшее увеличение курса доллара или евро по отношению к рублю может стать неподъемной ношей, которая повлечет за собой закрытие бизнеса. Надеюсь, что своего дна рубль уже достиг и серьезных последствий для бизнеса в итоге не будет, но нужно держать руку на пульсе.

На бизнесе нашей компании это практически никак не скажется, так как на текущий день мы занимаемся доставкой товаров на территории России и заграничных закупок у нас нет. Нам главным образом необходимо отслеживать состояние дел у наших клиентов, так как для некоторых из них (для тех, кто закупает свой товар за рубежом и рассчитывается за него в евро или долларах, а продает за рубли) резкое изменение курса рубля по отношению к доллару и евро может быть критичным для дальнейшего ведения бизнеса. Мы должны будем на это оперативно отреагировать, чтобы их проблемы по цепочке не отразились на нас.

Екатерина Панченко,

основатель стартапа «Две ладошки» (доставка товаров для детей
по подписке):

В связи с ослаблением рубля некоторые наши поставщики могут начать повышать цены, так как осуществляют закупки за рубежом. Пока мгновенной реакции поставщиков мы не наблюдаем, однако при сохранении данной динамики вполне вероятно повышение цен. Кроме того, нестабильное положение рубля и разговоры о финансовом кризисе вызывают беспокойство среди наших покупателей. Возможно общее снижение уровня потребления, однако мы надеемся, что товары для развития детей пользуются спросом в любое время и подвержены циклическим изменениям в наименьшей степени.

Алтынай Растабан,

CEO «+Голос», системы автоматизации общения с избирателями:

Мы работаем не только на российском рынке, но и в СНГ, где в ближайшее время ожидается много работ по предвыборным кампаниям. В ближайшее время падение курса, скорее всего, заставит нас разрабатывать отдельную ценовую политику для зарубежных клиентов: мы будем выставлять ценники в долларовом эквиваленте с таким расчетом, чтобы по возможности компенсировать выросшую разницу, одновременно с этим разрабатывая новую программу лояльности клиентов.

Максим Штейгервальд,

инвестиционный
директор
Фонда Развития
Интернет-
инициатив:

В целом доля импортных товаров в экономике и цепочках создания товаров сегодня достаточно высока. Получится, что снижение рубля приведет к росту себестоимости для практически всех производящих компаний. Только стартапы, развивающие продукты, в структуре себестоимости которых доминируют расходы на зарплаты (причем если в компаниях заняты люди не самые дорогие), не получат роста себестоимости своих товаров и услуг. Пострадают компании, которые имеют высокую эластичность продаж к цене, высокую долю импортных товаров в себестоимости, долговую нагрузку в долларах США, высокие постоянные затраты в долларах США. Выиграют компании, которые имеют валютную выручку.

Олег Сейдак,

партнер УК Flint Management:

Падение рубля приводит к снижению потребительского спроса и стагнации экономики в целом. И, конечно, в первую очередь это скажется на доходах проектов, работающих на внутренний рынок. Кроме того, курсовая разница может стать негативным фактором для оценки капитализации портфельной компании при возможном выходе из нее. Российские компании, ориентированные на международный рынок, смогут выиграть в сложившейся ситуации, так как они несут основные расходы на территории РФ в рублях, а выручку получают в иностранной валюте.

Что касается фонда Flint Capital, наш портфель состоит из проектов, работающих на рынках разных стран. Другими словами, мы ожидаем, что негативный эффект (в случае продолжения падения курса национальной валюты) для нашего бизнеса будет незначительным.

Елена Волотовская,

руководитель венчурного фонда
Softline Venture Partners:

В любом случае резкие колебания курса — скорее негативное явление. Возможно, инвесторы на некоторое время возьмут паузу в плане расширения своих портфелей и будут стараться переложиться в менее рисковые активы. Что же касается влияния на развитие IТ-проектов, все зависит от того, какие продукты/услуги производит компания, а также от рынка сбыта. Предпринимателям же надо стараться, чтобы и расходы, и выручка были в одной валюте. Это нивелирует валютные риски.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий