В Петербурге открыли восточное крыло Главштаба Эрмитажа
«Лувр будет нам завидовать», — заявил министр культуры Владимир Мединский после осмотра восточного крыла Главного штаба в Санкт-Петербурге. В минувшую пятницу состоялось официальное открытие комплекса, принадлежащего Эрмитажу. Работы по реставрации и реконструкции здания архитектора Карло Росси шли пять лет (полностью они будут завершены в четвертом квартале этого года). Их проводила группа компаний «Интарсия». Финансирование — 13,5 млрд руб. — осуществлялось на средства федерального бюджета и заем Всемирного банка. Постоянная экспозиция развернется в восточном крыле Главштаба в следующем году, когда Эрмитаж будет праздновать 250-летие.
С появлением новых залов в Главштабе площадь Эрмитажа увеличится более чем на 60 тыс. кв. м. Специалисты говорят, что работы по восстановлению восточного крыла Главштаба — самая обширная по замыслу и объему выполненных работ музейная стройка за 20 лет. Фактически Эрмитаж станет одним из крупнейших музейных комплексов в мире. В новых залах разместятся музеи искусства XIX—XX веков, российской императорской гвардии, экспозиция прикладного искусства, нумизматики, коллекция произведений мастерской Фаберже. Кроме того, посетители смогут увидеть исторические комнаты Министерства финансов и Министерства иностранных дел Российской империи. В залах восточного крыла будут представлены коллекции Щукина и Морозова. Появятся залы современного искусства, в том числе залы Дмитрия Пригова и Ильи Кабакова. Одну из его работ и, кстати, один из первых экспонатов восточного крыла — инсталляцию «Красный вагон» — уже можно видеть в атриуме. Деревянная лестница, возносящаяся вверх над вагоном, живопись, строительный мусор — именно так художник увидел три периода советской истории.
Чтобы создать дополнительное пространство, пять дворов накрыли легкой крышей — так появилась анфилада залов, соединенных между собой стеклянными мостиками. Это современное и одновременно выдержанное в петербургских традициях пространство создано по проекту архитектурной мастерской «Студия 44». Примечательно, что существует оно, словно «вкладыш»: никаких современных вкраплений с улицы не видно, внешний облик восточного крыла остался неизменным.
По словам президента «Интарсии» Виктора Смирнова, был проведен уникальный комплекс инженерных работ — в тело старого здания «вписали» современные коммуникации, восстановили фасад, укрепили фундамент. А главное, восстановили декор помещений и даже открыли первоначальные росписи, которые были не видны за более поздними «улучшениями» советского периода.
Сотрудники Эрмитажа называют реставрацию изысканной. В огромном пространстве сохранился старый дух — перед посетителями предстают залы и комнаты такими, какими они были в 30-е годы XIX столетия. Аскетичные комнаты, в которых располагался Минфин, сменяют пышные, даже гламурные залы Министерства иностранных дел. В скором будущем здесь появится мебель и посетители музея смогут увидеть интерьеры того времени. А пока в каждой установлены стенды, рассказывающие о реставрации помещений.
На четвертом этаже — залы, в которых расположится коллекция импрессионистов и постимпрессионистов. «Это залы с естественным светом. Изучив мировой опыт, мы пришли к тому, что картина должна видеть небо, — рассказал руководитель архитектурной мастерской «Студия 44» Никита Явейн. — Так, чтобы она «просыпалась» утром и «засыпала» в естественном свете, «жила» вместе с окружением».
Пока в залах восточного крыла Главштаба Эрмитажа работают временные выставки. Но совсем скоро они будут принимать крупный европейский художественный форум — биеннале современного искусства «Манифеста».Источник: РБК daily