В Мультимедиа Арт Музее открылся проект «Зачем мы ходим на выставки»
В Мультимедиа Арт Музее представили проект «Зачем мы ходим на выставки». Куратором выступил Владимир Логутов, номинант «Инновации» и премии Кандинского. Он уже исследовал область взаимодействия искусства со зрителем в рамках выставки «Встречи». Теперь же куратор предложил студентам Школы Родченко, института «ПроАрте» и Института проблем современного искусства коллективно поразмышлять над теми отношениями, что связывают экспонаты и зрителя.
«Зачем мы ходим на выставки» — не столько вопрос, сколько исследование проблемы вовлеченности зрителя в музейное пространство: перешептывания у картины, недовольство очередями, благоговение перед дорогостоящими произведениями искусства и вечное недовольство старушек смотрительниц. При поддержке Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина художники изучают известные произведения искусства ХХ века с позиции психологического анализа и выносят свой диагноз именитым творцам. К своей работе «Эпикризы прекрасного» Андрей Качалин привлек группу психиатров, которые на основе биографии и произведений Дэмиана Херста, Василия Кандинского, Трейси Эмин и других вынесли им «приговор». Херст, к примеру, «подозревается» в страхе смерти: проанализировав его опыты с мертвыми мухами и бабочками, акулой в формальдегиде и бриллиантовыми черепами, специалисты посчитали, что он склонен к танатофобии. У его коллеги по цеху «молодых британских художников» Трэйси Эмин специалисты «обнаружили» тягу к эксгибиционизму, навязчивой сексуальности и самоутверждению через эпатаж зрителей.
Знаменитый писсуар Марселя Дюшана навел их на мысль о нонконформизме автора. «Дюшан уходит от подражания, старается выделяться, не быть как все. Порывает с живописью, создает кинематограф и уходит от него», — говорится в комментарии к «Эпикризу прекрасного». Малевич же, по мнению экспертов, испытывал постоянный сенсорный голод, жажду приключений и опасности. Его «Черный квадрат» они считают социально-эстетическим вызовом, припомнив, видимо, слова Александра Бенуа о футуристической иконизации «Черного квадрата».
В «Комментарии к искусству» Павла Гришина зрители сами анализируют работы акциониста Петера Вайбеля. Поперек фото с Вайбелем, семенящим на поводке за Вали Экспорт (имеется в виду фото с акции «Из досье собачьей жизни»), идет жирная надпись: «Вот такие люди у нас биеннале курируют! Человечище!» Гришин вслед за Качалиным прошелся и по Young British Artists: записал разговоры о якобы протухшей акуле Херста и о его бригаде, ваяющей по тридцать холстов за месяц.
Ирина Цыханская и Петр Кирюша исследуют проблему недоступности картины для зрителя. Кирюша представил на выставке видеоряд, где он методично закрашивает белым экран камеры, постепенно исчезая из поля зрения зрителя, тем самым, видимо, показывая отстранение художника от работы, как только она закончена.
Экспозиция предлагает гостям не только посмотреть, но и поиграть. Например, в художника. Колода карт с подписями вроде «Возглавил группу последователей», «Свое направление в искусстве» позволит любому посетителю почувствовать себя важным участником художественного процесса.Источник: РБК daily