В Эрмитаже открылась уникальная выставка
Эрмитаж по случаю перекрестного Года России и Голландии открыл уникальную выставку «Амстердамский групповой портрет золотого века», где представил впервые экспортируемые масштабные полотна XVI—XVII веков.
Работы Амстердамского музея демонстрируют почти не встречавшийся в культуре других стран жанр группового портрета, определивший специфику голландской школы XVII века. В период социального и культурного расцвета первая буржуазная республика Европы стремилась воплотить в живописи свои идеалы, дух свободы и солидарности. В то время как у соседей господствовали религиозные и мифологические сюжеты, в Голландии тон задавали зарождающиеся корпорации. Именно различные объединения — военные, медицинские, благотворительные — были главными заказчиками, жаждущими украсить общественные здания своими портретами.
Экспозиция дает представление об эволюции портрета и композиционном разнообразии даже в условиях строгих правил, продиктованных иерархией сообществ. В основных видах жанра («Стрелки», «Регенты» и «Анатомия») отображаются главные принципы — координация и субординация. Существовавшее в коллективах равноправие выражалось в прямолинейном расположении участников, стоящих плечом к плечу на одном уровне. К вариациям на тему «Стрелков» подходит куплет популярной тогда песенки: «Все мы вместе пьем вино и все в борьбе мы заодно». Сдержанность и единообразие поз не мешали подчеркнуть индивидуальность: в руку каждому вложен предмет, свидетельствующий о его достижениях, например серебряный сосуд (приз за меткую стрельбу). Впрочем, ученик Рембрандта Говерт Флинк в «Групповом портрете стрелковой роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена» отталкивается от композиции «Ночного дозора» учителя и дает больше свободы участникам.
Во втором сюжете, посвященном регентам богоугодных заведений и рабочих домов, монеты, счета и бухгалтерские книги говорят о расчетливом характере участников. Не остается без внимания и быт обитателей: на втором плане «Портрета регентов и регентш женского работного дома» смотрительница замахивается башмаком на одну из женщин. Вкрапление цветных пятен (восточный ковер, листы бумаги) подчеркивает глубину доминирующего черного в одежде регентов. Чтобы оживить строгий тон, художники прибегали к приему «тромплей»: нарисованные на крае стола записки и чернильницы создают иллюзию трехмерного изображения.
Для «Анатомий» характерна субординация и мотив memento mori. Разрешение церкви на вскрытие трупов вызвало интерес к медицине и отдало лидирующие позиции на картинах лекторам. Хотя в работе Николаса Элиаса «Урок остеологии доктора Себастьяна Экбертса» и скелет становится равноправным героем. За счет открытия к середине XVII века переднего плана появляется ощущение, что в происходящее вовлекают и зрителя. На «Групповом портрете членов правления гильдии медиков» Николаса Маса, к примеру, запечатлен момент приветствия вошедшего, которым, собственно, и оказывается зритель.
«Мы привезли не просто лучшие работы из нашей коллекции, — рассказал РБК daily директор Амстердамского музея Паул Спис, — они наиболее ярко отражают менталитет жителей Амстердама. «Вместе мы сильны», и я считаю это красивым лозунгом в контексте перекрестного года».Источник: РБК daily