Бизнес выжидает: рентабельность предпочтительнее роста

«Эрнст энд Янг» провела очередное международное исследование «Барометр уверенности компаний». Мы опросили 1,6 тыс. топ-менеджеров из разных стран мира и 24 отраслей. Результаты показывают, что бизнес думает о перспективах экономики и как в связи с этим управляет собственным капиталом. Особенно интересно, чем результаты российской части исследования, в рамках которой мы опросили 50 руководителей компаний, отличаются от его сводных результатов.

За последние полгода мнение российских респондентов о состоянии мировой экономики значительно ухудшилось: больше половины отметили ее спад. Пессимистов в отношении национальной экономики меньше (36%), но их количество стремительно растет (в октябре 2012 года — 7%). Почти две трети российских предпринимателей полагают, что состояние отечественной экономики улучшается либо стабилизируется. Чуть больше половины опрошенных прогнозируют рост российского ВВП в ближайший год на 1—3%, лишь 2% полагают, что он превысит 5%.

Российские компании намного более пессимистично, чем зарубежные, оценивают состояние как международной, так и своей экономики. Две трети отечественных бизнесменов считают, что госрегулирование за рубежом стимулирует рост бизнеса. Про Россию то же самое сказали только 44%.

Своей основной задачей на ближайший год половина опрошенных в России видят обеспечение роста. Поддержание стабильности основным приоритетом считают 22% респондентов (против 33% в октябре прошлого года). 72% опрошенных готовы направить свободные средства на обеспечение органического роста компании.

Заинтересованность компаний в сделках слияний и поглощений (M&A) снижается. Лишь 12% респондентов готовы приобретать новые активы. Бизнес больше заботят вопросы прибыльности, рентабельности и ре­структуризации долга, чем расширения. Главными препятствиями для сделок M&A респонденты считают не способствующую их заключению правовую среду и отсутствие на рынке достаточных инвестиционных возможностей. Более того, четверть российских компаний планируют продажу своих активов в ближайший год. Они хотят сконцентрироваться на профильном бизнесе и повышении стоимости акционерного капитала. Половина всех активов на продажу сосредоточена в автопроме, 40% — в ТЭК и электроэнергетике.

Разница в оценке стоимости активов продавцом и покупателем является одним из факторов, препятствующих заключению сделок. Компании-продавцы стремятся высоко оценить активы, а потенциальные покупатели ищут скидки. Возможно, мы приближаемся к равновесию цен покупателей и продавцов. Такое равновесие имеет принципиальное значение, поскольку оно сигнализирует о том, что на рынке M&A достигнута нижняя точка, за которой следует подъем. Маятник качнется в направлении повышения цен покупателями и более выгодной реализации активов продавцами. Это также говорит о восстановлении фундаментальных экономических показателей, стабильного состояния бизнеса компаний и прочной основы для заключения сделок. И все же 62% респондентов (и в России, и в мире) считают, что в течение ближайшего года разница между ценами покупателей и продавцов останется неизменной.

Хорошим способом выхода на новые отраслевые или географические рынки является создание совместных предприятий (СП), которые позволяют обмениваться профессиональными знаниями и распределять риски. СП может содействовать оптимизации капитала и повышению эффективности. Внесение активов в капитал СП способно смягчить неблагоприятную реакцию рынка и улучшить деловую репутацию. Согласно нашему опросу, 62% российских респондентов планируют реализацию активов в форме учреждения СП (31%) или продажи бизнес-подразделения (31%).

В ходе исследования мы также оценили уверенность в доступности кредитов на международном и национальном уровнях. Девять из десяти российских респондентов полагают, что доступ к ссудам остается стабильным или улучшается. Но количество желающих финансировать сделки в основном за счет заемных средств резко сократилось — сейчас делать это готова треть компаний. Почти половина будет использовать на эти цели свободные средства.

Большинство компаний выбирают стратегии роста, связанные с низким уровнем риска. Такой осторожный подход распространился после финансового кризиса. Прежде чем принимать решения об инвестициях, компании стремятся получить доказательства того, что экономическая ситуация будет улучшаться.

Алексей Иванов, партнер, руководитель практики консультационных услуг по сделкам в СНГ «Эрнст энд Янг»Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий