Сказка напрокат: как заработать на экскурсиях в страну северных оленей

Александр Бондарчук и Светлана Горячева инвестировали более 12 млн руб. в ферму «Северный олень» в Подмосковье. Предприниматели зарабатывают на экскурсиях по ферме, а также сдают животных в аренду организаторам праздников и рекламным студиям. Однако семейный бизнес пока не окупил вложений. Эксперты считают, что услуга будет востребованной, однако ферме нужно расширять программу посещений.

Экскурсовод в национальном костюме подводит посетителей к загону с пятью оленями и рассказывает о жизни животных, их питании, среде обитания и повадках. Гости кормят животных из рук и учатся их запрягать. Северную сказку в Подмосковье создали бывший подводник Александр Бондарчук и его супруга Светлана Горячева.

Закончив в середине 1990-х годов службу на Крайнем Севере, Бондарчук переселился в Подмосковье. Работая дальнобойщиком, он часто ездил на Кольский полуостров. В одну из таких поездок в 2003 году по дороге Бондарчуку попалось стадо северных оленей, которых вели на убой в одном из совхозов. Пожалев животных, будущий предприниматель решил поселить пару оленей при частном доме в Подмосковье.

Однако животные плохо переносили жаркие летние месяцы, а в вольерах после просторов тундры им было тесно. Приручить оленей неопытному Бондарчуку тоже было непросто. Ему даже пришлось неделю прожить в Мурманской области у знакомого старика-оленевода, чтобы научиться запрягать и управлять упряжкой. В Петербургском зоопарке начинающему оленеводу помогли разработать для животных программу питания.

В 2005 году Бондарчук привез из тундры еще двух оленей. Чтобы отбить затраты на их содержание, он договорился с администрацией парка «Сокольники» и стал катать взрослых и детей на оленьей упряжке. За один круг Бондарчук брал 100 руб., но парку «Сокольники» ничего не платил.

Однако своенравные животные плохо поддавались тренировке, бежали по кругу слишком быстро, переворачивая нарты. Бондарчуку даже приходилось возвращать деньги недовольным клиентам, а очередь к аттракциону редела. Однажды олени даже опрокинули товар киоска народных промыслов, и горе-бизнесмену пришлось отдать хозяевам магазина дневную выручку.

«Заставить оленей слушаться и бережно катать детей было сложно, — рассказывает Александр. — Мне приходилось самому определять, сколько людей можно сажать на нарты и как их нужно посадить. Людям нужно было рассказывать, как держаться во время поездки, ведь на Севере на это не обращают внимания».

Спустя несколько месяцев Бондарчук понял, что затраты на дорогу (в среднем на путь до Москвы и обратно уходило пять-шесть часов) не оправдываются. Тогда он решил открыть экскурсионный центр и ферму по разведению северных оленей в Подмосковье — договорился с администрацией Орехово-Зуевского района и начал стройку на двух гектарах отведенной ему земли. На строительство стилизованного под ярангу домика и забор у предпринимателя ушло почти 2 млн руб.

Вместе с супругой Светланой Горячевой они пригласили экскурсовода, сделали сайт, продумали программу для посещения фермы. После экскурсий группы туристов отправлялись на импровизированное чаепитие, а за отдельную плату (100 руб.) желающие могли покататься на оленьей упряжке. По словам Светланы Горячевой, в первые годы работы каждые выходные ферму посещали пять-шесть групп по 30 человек.

Однако в 2011 году выяснилось, что земля, занятая фермой, принадлежит Анциферовскому лесничеству. Предпринимателям пришлось арендовать новый участок за 50 тыс. в месяц у частного владельца. Через год Александр и Светлана выкупили 3 га земли за 2 млн руб. На обустройство новой фермы ушло более 6 млн руб. Рассчитывая на то, что гостей станет больше, предприниматели наняли второго экскурсовода.

Этой зимой на оленью ферму (сегодня здесь уже 13 оленей) ежедневно приезжают три-четыре группы по 26 или 42 человека, при этом двое-трое сопровождающих в каждой группе и дети до пяти лет получают билеты бесплатно. Стоимость экскурсии — 600 руб., катание на нартах обойдется в 200 руб. с человека. Посмотреть на оленей и послушать каюра можно и летом, а вот покататься без снега не получится. По словам Светланы Горячевой, летом спрос на экскурсии не такой большой, как в канун Нового года. С марта по ноябрь по выходным приезжают только 10—15 человек. В низкий сезон супруги отпускают экскурсоводов и работают с приезжающими самостоятельно, а входной билет без экскурсии стоит 100 руб.

Раз в два года предприниматели покупают для фермы еще по два-три оленя. В тундре он стоит от 30 тыс. руб., однако транспортировка в Подмосковье обходится почти в три раза дороже. Для покупки животного Бондарчук каждый раз получает разрешение Россельхознадзора. Как пояснил РБК daily глава пресс-службы Россельхознадзора Алексей Алексеенко, на каждого оленя предоставляется пакет ветеринарно-сопроводительных документов, доказывающих, что у животного нет опасных для человека болезней. Также, по словам Алексеенко, олени должны иметь ветеринарные паспорта с указанием пола, возраста, породы, особых примет животного, а также перенесенных заболеваний и профилактических прививок. Ежегодно олени должны проходить проверку ветеринарной службы (выезд ветеринара обходится ферме в 3—4 тыс. руб.). Хотя все необходимые разрешения подмосковные оленеводы получили, жители деревни Анциферово требуют от Бондарчука закрыть оленью ферму, ссылаясь на несоблюдение санитарных норм. Бизнесмен уже несколько лет судится с местными жителями.

С 2005 года предприниматели договорились о сотрудничестве с несколькими туристическими компаниями. За организацию экскурсии для групп из Москвы турфирмы берут от 1400 до 1850 руб. «Мы работаем с компанией уже больше шести лет. Спрос на поездки на оленью ферму большой, ежегодно в зимние месяцы мы отправляем по 1—1,5 тыс. человек, — рассказывает Владимир Лутов, глава туроператора «Магазин путешествий». — Недостаток такой экскурсии — удаленность от Москвы и отсутствие анимационных представлений с Дедом Морозом и Снегурочкой. Думаю, если кто-то решит открыть новые оленьи фермы — ближе к Москве, — на них будет больший спрос. Впрочем, такой необычный бизнес требует серьезных инвестиций».

Турфирмы и московские экскурсионные бюро бронируют места в группах уже летом. Чтобы попасть на экскурсию в новогоднюю ночь или рождест­венские каникулы, заказывать тур нужно не позже сентября. По словам Светланы и Александра, чаще всего на ферму приезжают дети школьного и дошкольного возраста. Оставшиеся места в экскурсионных группах покупают посетители, готовые приехать на ферму своим ходом.

Помимо экскурсий предприниматели зарабатывают, сдавая северных оленей в аренду. Животных можно заказать на выездное мероприятие (два-три часа работы оленей на корпоративе обойдутся в 15—30 тыс. руб.). Кроме того, северные олени могут привезти на праздник Деда Мороза и Снегурочку. За подобную услугу организаторам праздников придется заплатить 50—150 тыс. руб., при этом 15—20 тыс. из этой суммы будет стоить доставка животных. Каждый зимний сезон, по словам основателей компании, олени выезжают на пять-шесть мероприятий. Однако Александр и Светлана планируют сделать ставку на экскурсии, так как животные тяжело переносят дорогу, а за неизбежные опоздания из-за московских пробок приходится выплачивать неустойку организаторам меро­приятий.

Иногда животных арендуют для съемки рекламных роликов или фильмов. Всего олени Бондарчука снялись в более чем пяти роликах, за каждый из которых владельцы бизнеса получили 35—70 тыс. руб.

Небольшой доход оленеводам приносит продажа сувениров (разброс цен в сувенирной лавке фермы — от 50 до 400 руб.). Работники самостоятельно делают их из оленьего рога, дерева или шкур или закупают у коренных жителей Кольского полуострова во время поездок за животными.

Содержание оленей обходится предпринимателям недешево. На корм из овса, овощей, сена в месяц уходит не менее 50 тыс. руб., еще 20—30 тыс. — на коммунальные платежи, почти 100 тыс. руб. в месяц предприниматели платят экскурсоводам и персоналу фермы.

В ближайших планах компании — разводить рыбу в пруду на территории фермы (он обошелся предпринимателям в 1,1 млн руб.), чтобы приезжающие могли рыбачить. Также весной 2014 года владельцы фермы хотят построить этнотир, где взрослые и дети смогут пострелять из луков и арбалетов. К 2016 году Александр и Светлана хотят открыть музей истории северных народов, где можно будет увидеть устройство чума, а также жилища саамов, рядом с которым расположатся сеновал и избушка для хранения продуктов.

Предприниматели рассчитывают, что дополнительные развлечения привлекут больше посетителей (до восьми групп в день). Однако для реализации задуманного основателям оленьего бизнеса потребуется не менее 3—5 млн руб. «Деньги на строительство и оборудование фермы мы брали у знакомых, которые согласились дать кредит без процентов, — рассказывает Светлана. — Пока мы расплатились только за землю и вынуждены экономить. Мы понимаем, что расширять программу посещения фермы необходимо. Хочется удивлять приезжающих чем-то, кроме самих животных».

Увидеть северных оленей можно и в Московском зоопарке — только не тундровых, как на ферме Бондарчука, а лесных. Как рассказал РБК daily Алексей Суслов, главный зоолог зоопитомника Московского зоопарка, сейчас в зоопарке живут десять особей этого вида, занесенного в Красную книгу. «Оленям сложно адаптироваться к жизни в средней полосе не столько с точки зрения климата, сколько с точки зрения питания, — говорит г-н Суслов. — Мы специально привозим с севера России ягель. Комбикорма на его основе приходится закупать за границей, потому что в России их производством никто не занимается. В итоге в месяц на закупку только корма уходит 100—150 тыс. руб., не считая других затрат». Впрочем, другие виды оленей содержатся на фермах и в других районах Подмосковья и даже в самой Москве. Пятнистые олени живут, например, в национальном парке «Лосиный остров». Однако северных видов в столице и рядом с ней больше нигде не встретишь.

Возможность покататься на оленях в новогодние праздники — востребованная услуга, считает Вячеслав Репин, директор туристической фирмы «Северное сияние». «В Финляндии или, например, Норвегии есть частные зоопарки, появляются точки сельского туризма и под Санкт-Петербургом, и в других российских северных городах — рассказывает г-н Репин. — Правда, пока специально посмотреть на оленей никто не едет. Скажем, северные олени живут вблизи Рованиеми, столицы Лапландии, которая считается резиденцией Санта-Клауса, — туристы едут сюда в основном ради самой деревни Санта-Клауса, а возможность покормить оленей и покататься на упряжке — скорее, интересный бонус».

По мнению г-на Репина, оленьему туризму в России нужно больше рекламы, чтобы стать самостоятельным туристическим направлением.

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий