Режиссер Пол Гринграсс: «Не отказывайте себе в возможности действовать инстинктивно»

Англичанин ПОЛ ГРИНГРАСС, режиссер двух фильмов о Джейсоне Борне, автор ирландского памфлета «Кровавое воскресенье» и номинант на премию «Оскар» за «Потерянный рейс», снял кино о природе героизма. Корреспондент РБК daily ЗАИРА ОЗОВА встретилась с Полом в Лондоне, чтобы расспросить его о фильме «Капитан Филлипс», международном пиратстве, темпах работы и Мэтте Дэймоне.

— Где вы нашли этих парней, которые играли пиратов?

— Отличные парни, правда?

— Не то слово. Они настолько убедительны и реалистичны, что сложно отделаться от ощущения, будто они самые настоящие пираты, которые на досуге снимаются в кино.

— Знаете, помимо прочего режиссером быть очень приятно еще и потому, что ты собираешь похвалы за всю съемочную группу. А если кино ругают, то ты все недовольство с таким же успехом направляешь все той же съемочной группе: «Ага, одежда в кадре неудачная — пойдемте бить костюмера!» Я это все к тому, что парней, играющих сомалийских пиратов, нашел не я, а наш директор по кастингу Франсин Мейслер. Она просмотрела 800 претендентов. Наши парни пришли вчетвером, одной группой, потому что они — и, я полагаю, до сих пор так и есть — друзья в реальной жизни. Их попросили поимпровизировать, изобразить пиратов, и они были настолько убедительны, что у меня сразу развеялись сомнения, как только я увидел запись.

Но мне хотелось для начала пообщаться с ними вживую, лично сообщить им, что мы утверждаем их на роли. Так вот, мы встретились в лобби отеля в Санта-Монике: они вчетвером уселись на диван, а мы с Франсин сидели напротив. Я начинаю им объяснять, что мы были бы рады видеть их в нашем фильме, но пусть при этом не ждут, что будет легко, это титанический труд — и все в таком духе. В общем, толкаю одухотворенный спич на несколько минут, а после этого Франсин шепчет мне на ухо: «По-моему, они ничего не поняли».

Парни просто сидели, смотрели на нас, не говорили ни слова и даже не улыбались. Я начал заново: «Так, давайте еще раз. Вы понимаете, что вы получили эти роли?» И тут они как заорут на весь отель: «О-фи-геееееть! Да ладно! Аааааа!» Они начали прыгать, обниматься, а потом выбежали из дверей, понеслись к океану, поскидывали с себя всю одежду по пути и нырнули в волны — так они отпраздновали свою самую большую на тот момент профессиональную удачу в их карьере.

— Зачем вы пытались оправдать или хотя бы объяснить действия пиратов? Вы ведь не зря показываете сомалийскую деревню, нищету, разруху и этих устрашающих бандитов, заставляющих молодых парней заниматься пиратством.

— Я бы не назвал это оправданием, пираты — все же преступники и должны быть наказаны. Но, конечно, я попытался взглянуть на ситуацию со всех углов и объяснить, почему эти молодые люди, рискуя жизнью и свободой, берут автоматы, садятся в эти свои хлипкие лодки и плывут к огромному кораблю? Потому что это источник заработка, а жить им не на что. Потому что страховые компании платят выкупы. Потому что на этих кораблях нет оружия. И потому что, наконец, в прибрежных сомалийских деревушках так просто принято.

— А, кстати, почему на кораблях нет оружия, если в этих водах всегда есть риск пиратского нападения?

— Сейчас-то они все вооружены! Но раньше компании, занимающиеся грузоперевозками, не считали нужным нанимать специальных людей с оружием на случай нападения пиратов. Во-первых, это дополнительные расходы, во-вторых, это опасно — если возникнет перестрелка, есть шанс, что убьют гораздо больше народу, чем убили бы при одностороннем захвате заложников.

— Как думаете, капитан Филлипс — действительно герой или ему просто повезло?

— Собственно, этим вопросом я и терзаюсь весь фильм. Я не стесняюсь показывать Рича Филлипса в разных ситуациях, но все, что он проявляет, это терпение и смекалка. Я бы не назвал это героизмом, потому что настоящий герой все-таки раскидал бы всех пиратов одной левой и уничтожил бы их одним взглядом. Но и на везение все трудно списать. Капитану Филлипсу повезло только в том, что его не пристрелили пираты в моменты, когда были особенно озлоблены. При этом он понимал, что убивать его им невыгодно, но мало ли на что способен озверевший юнец с автоматом? В остальном Ричу помогли его знания и профессионализм.

— Я недавно общалась с Мэттом Дэймоном, и он сказал: «Я работал со многими прекрасными режиссерами, но при всем к ним уважении только на площадке у Пола Гринграсса я был по-настоящему счастлив». Что же вы там делаете со своими актерами, что они вам такие дифирамбы поют?

— (Смеется и краснеет.) О-о-о, как мило. Мэтт, конечно, зайчик, но мне кажется, тут он несколько преувеличил. А что я с ними делаю? Да ничего особенного, просто даю им свободу. Много свободы. Позволяю импровизировать, творить, участвовать в процессе как создателям, а не просто как исполнителям. Далеко не каждый актер чувствует себя комфортно в такой среде: они обычно требуют твердой руки, которая бы их направляла. Так что когда находятся те, кому мои методы работы по душе, я цепляюсь за них и не отпускаю. Надеюсь, с Томом Хэнксом у нас сложился отличный дуэт. Да и с тем же Мэттом мы уже сделали три фильма, и я готов в любой момент снова с ним поработать. Хотя нет, я не подпишусь, если его героя будут звать Джейсон Борн. Хватит, эта лошадь свой ресурс выработала.

— Три последних ваших фильма: «Ультиматум Борна», «Не брать живым» и вот теперь «Капитан Филлипс» — вы снимали с промежутком в три года каждый. В 2007-м, 2010-м и 2013-м соответственно. Почему так долго?

— Я снял «Кровавое воскресенье», «Превосходство Борна», «Потерянный рейс», «Не брать живым» и спродюсировал «Ому» — пять фильмов за пять лет. Под конец этого периода я понял, что в таком темпе работать нельзя. И не просто потому, что мне хотелось бы найти время побыть с семьей, с детьми. Просто я чувствовал — после пяти лет такой интенсивной работы мне больше нечего сказать. Когда появлялось, я говорил. Но так уж получилось, что появлялось это только каждые три года. Ну и вообще, мне кажется, никому из кинематографистов не стоит спешить снимать кино. Только если уже начали — тогда да, надо поторапливаться. Я к тому, что подготовительный период — самый важный в работе над фильмом. Надо сначала все обдумать и понять, действительно ли тебе хочется снять это кино, и если да, то снять как именно? На самом ли деле тебе есть что сказать? Нравится ли тебе работать с теми, кто в твоей команде? Надо ответить на все эти и многие другие вопросы, а крикнуть «Мотор!» вы всегда успеете. Но если уж вы решили все-таки снимать кино, то надо делать это быстро и не рефлексировать каждый свой шаг. Не отказывайте себе в возможности действовать инстинктивно.

— Вам надо проводить мастер-классы для начинающих режиссеров в свободное время.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий