Реальность иллюзий

Своей популярностью Мауриц Корнелиус Эшер обязан рисункам и гравюрам, в которых с простыми по сути изображениями происходят занимательные метаморфозы: птицы превращаются в рыб, люди — в животных, комнаты — в лабиринты, сродни тем, что спустя десятилетия появятся в компьютерных играх и анимации.

Работы для московской выставки предоставил голландский Фонд Эшера, основанный им самим в 1968 году, за четыре года до смерти, что дало возможность показать не только узнаваемые хиты, но все периоды творчества художника. Более полную картину дает разве что постоянная экспозиция фонда в Гааге.

Самые ранние работы относятся к началу 1920-х годов. В это время Эшер заканчивает Школу искусств в Харлеме, где он начинал изучать архитектуру, но вскоре переключился на гравюру, сознательно избегая живописи — ему нравилась возможность повторения образов. Тогда же он впервые посетил Италию, в которую возвращался потом всю жизнь в поисках вдохновения. Собственно, первые работы — это реалистично исполненные итальянские виды — древности Рима и Сицилии, живописные крыши Сиены, лабиринт узких улочек Сан-Джиминьяно. Искусство итальянского Возрождения вдохновило Эшера на эксперименты со сферами и зеркалами. А поездка в Испанию, мавританский стиль Альгамбры и особенно ее мозаики повлияли на интерес к орнаментальным построениям, самым ярким во­площением которых стали впо­следствии три знаменитых панно «Метаморфозы», где из геометрического рисунка при помощи по­степенного изменения небольших деталей рождаются разные образы.

В конце 1930-х годов пейзажи уступают место геометрическим построениям. Эшера интересуют контрасты плоскости и объема, света и тени, живой и неживой материи, круговорот неожиданных перерождений и относительность пространства, которое меняется в зависимости от ракурса смотрящего. Так появляются руки, рисующие сами себя, «Рептилии», рождающиеся из орнамента, расползающиеся по рабочему столу художника и возвращающиеся в плоский рисунок (Эшер рассказывал, что для их создания делал маленькую фигурку из пластилина, которую передвигал по столу и зарисовывал), «Картинная галерея», где пространство закручивается вокруг пустого центра, создавая иллюзию проникновения посетителя галереи в картину и персонажей картины в галерею.

математик от искусства

Временами кажется, что Эшер подбирается вплотную к сюрреализму, но это не так. Его парадоксы базируются не на бессознательном, но на научных открытиях. К концу жизни математические журналы публиковали его работы едва ли не чаще, чем художественные, — используя его гравюры в качестве иллюстраций к теории относительности Эйнштейна или неевклидовой геометрии. «Восхождение и спуск», например, воспроизводит эффект «лестницы Пенроуза», имеющей замкнутую форму, в которой человек, движущийся в одном направлении, будет бесконечно подниматься, а двигаясь обратно — спускаться, все время возвращаясь в точку начала движения.

родоначальник инфографики

Выставка Яна ван Тоорна, который недавно разменял восьмой десяток, но продолжает работать и преподавать, показывает, каким может быть книжный, журнальный или плакатный дизайн, если над ним работает художник, избегающий шаблонных решений. По сути, многие его работы были бы уместны и на выставке актуального искусства, что обеспечило им попадание в собрания музеев современного искусства по всему миру: от амстердамского Стеделик и парижского Центра Помпиду до МoМА в Нью-Йорке.

Московская выставка — по сути ретроспектива, представляющая более сотни работ от ранних проектов начала 1970-х до недавних экспериментов, но для легкости восприятия материал разбили не по хронологии, а соответственно заказам, в разное время выполнявшимся дизайнером. Вот один из знаковых проектов ван Тоорна — серия календарей, выполненных в начале 1970-х для амстердамской типографии Mart Spruijt. Вместо гламурных фотографий Тоорн наполнил их сатирическими и даже саркастическими портретами и коллажами, вроде Брежнева с нимбом над головой или фото Мисс Израиль и Саудовской Аравии поверх портрета госсекретаря США Генри Киссинджера. Вот выпуски журнала Министерства культуры «Голландское искусство + архитектура сегодня», который рассылался без упаковки — конвертом служила твердая картонная обложка, на которую наклеивались марки и ставились почтовые штампы, превращая каждый экземпляр в уникальный. Вот афиши выставок, сделанные для Музея Ван Аббе в Эйндховене, на одном из которых перечислены все покупки музея за предыдущий год (а среди них работы Пикассо, Мондриана и Кандинского), подытоженные суммой 273 969 гульденов, потраченной из средств налогоплательщиков.

Свой стиль ван Тоорн обозначает как «визуальную журналистику», и это то, что сейчас принято называть инфографикой, — его дизайн служит не красоте, но информации, манипулирует сознанием зрителя, подталкивая его к определенным выводам. Тоорн называет это «диалогическим методом», и это его способ перевести острую социальную информацию в визуальную форму, донести до зрителя смысл через образ.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий