Путешествие в Армению: из прошлого в будущее

Армения — древняя страна. Древние горы, народ, религия, письменность. Столице, Еревану, исполнилось 2795 лет. Понятно, что с тех времен мало что сохранилось, но все равно в Армении есть что посмотреть.

ТУФ — ВСЕМУ ГОЛОВА

Знакомство с Арменией начинается в аэропорту Звартноц — со­временном, по-европейски светлом, просторном и удобном. Храм небесных ангелов — так переводится Звартноц на русский, но это романтическое название никак не связано с несколькими десятками лайнеров, которые ежедневно принимает и отправляет аэропорт. Неподалеку находится одноименная древность, которую можно первой же посетить сразу после приземления и незатруднительного прохождения пограничников и таможни.

Построил храм Звартноц в VII веке католикос Нерес III Строитель. Некогда это было значительное даже по нынешним меркам сооружение. Точная высота его неизвестна (храм разрушился в X веке), но, по расчетам архитекторов, в нем было примерно 45 м «роста». С уверенностью можно сказать, что диаметр первого яруса Звартноца составлял 36 м. По этой площадке и можно теперь погулять, трогая руками колонны и уцелевшие стены, построенные из вулканиче­ского туфа — основного строительного материала в Армении.

Вообще, приходится привыкнуть к достаточно темному цвету армянских зданий, их какой-то кряжистой основательности. Будто после окончания строительства они еще и корни пустили в местную каменистую почву. Хотя считается, что Храм небесных ангелов сгубило землетрясение, а слабым местом оказался слишком непрочный второй ярус, некоторые историки сомневаются, что причиной его гибели стал природный катаклизм. Он мог быть разрушен людьми, слишком уж большим и значительным казался храм пришельцам из других краев.

Копье судьбы

Если прилет и прогулка по руинам не утомили, можно отправиться в Эчмиадзин, исторический центр Армянской апостольской церкви, которая ведет свой отсчет с 301 года. Звартноц находится посередине между Ереваном и Эчмиадзином, расстояние между церковной и светской столицами не превышает 30 км, поэтому поездка не будет слишком долгой.

В городе находятся монастырь с резиденцией католикоса всех армян Гарегина II, Эчмиадзинский кафедральный собор, богословские учебные заведения. Это красивая большая территория, полностью открытая для посещения. Здесь гуляет местная публика из города Вагаршапат, на окраине которого находится Эчмиадзин, и приезжая, ереванская. Один из храмов отдан под музей, главный экспонат которого — наконечник копья, которым был пронзен распятый Иисус Христос. Впрочем, копий судьбы, которым легионер пронзил Спасителя, христианский мир знает несколько — есть еще ватиканское, венское и краковское. Но тут уж, как говорится, вопрос веры…

Таманян и Роден

Отправимся обратно — мимо Зварт­нотца в Ереван. Считается, что в мире 11 млн армян, в Армении живет чуть больше 3 млн, из них миллион в столице. Город, в котором есть совершенно не московское метро (одна линия, десять станций) и московские пробки. Центральная площадь Республики окружена пятью монументальными зданиями из туфа в стиле ар-деко. Первый советский главный архитектор Еревана Александр Таманян спроектировал ее в 1924 году, а завершилось строительство в 1958 году.

Благодаря Таманяну город, по крайней мере его центральная часть, не похож на другие столицы. Он получился геометрически правильным, несколько тяжеловесным из-за армянской архитектурной основательности. Да к тому же здания из туфа. На площади Франции, которая тоже находится в центре, на пересечении нескольких автомобильных потоков, стоит памятник живописцу XIX века Жюлю Бастьен-Лепажу работы Огюста Родена. Эту статую Армении от имени Франции в октябре 2011 года подарил ее тогдашний президент Николя Саркози. Скульптура в человеческий рост, слишком мала она для огромной площади. И отливка Родена, и площадь Таманяна красивы, но несовместимы. Разговоры о том, что статуя переедет в один из ближайших скверов, ведутся с 2011 года, но пока ничем не закончились.

В Ереване практически европейская чистота. Я спросил у местного коллеги: «У вас, случаем, не иранцы убирают улицы, как у нас мигранты из Средней Азии?» На что он рассмеялся: «Да что ты! Сами не мусорим. Иранцы у нас туристы — приезжают к нам праздновать окончание Рамадана или на недельку после свадьбы. У них там плохо с алкоголем, а у нас все в полном порядке».

Монастырь для шейха

Есть туристы из мусульманских стран побогаче иранских. Шейх Султан бин Мохаммед Аль-Касими, принц входящего в ОАЭ эмирата Шарджа, в 2008 году посетил Армению. Он был очарован архитектурой армянских храмов, и особенно ему понравился полуразрушенный монастырь Агарцин в заросших лесом горах у курортного Дилижана. Шейх выложил 3 млн долл. личных средств на восстановление монастыря, строительство общежития для монахов и ремонт горной дороги от Дилижана к святыне. В итоге он потратил более 5 млн долл., но 19 октября Агарцин был открыт и освящен Гарегином II. Сам шейх скромно не приехал.

Если в Армении случается попасть на такое мероприятие, удивляет отсутствие большого количества охраны, полиции, рамок металлоискателей и прочих давно ставших привычными в России атрибутов присутствия первых лиц на массовых мероприятиях. Не было и пригласительных билетов — на открытие монастыря мог попасть любой желающий, а не только побывавшие там спикер парламента и министр культуры. Проблема была только в парковке автомобилей (в том числе и скромных полицейских Toyota Corolla) на отремонтированной на деньги шейха горной дороге.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий