Премьера в «Гоголь-центре» — спектакль «Идиоты»
«Гоголь-центр» сегодня показывает премьеру — второй спектакль из цикла постановок по сценариям известных зарубежных фильмов. Первым были «Братья» Алексея Мизгирева, поставленные по мотивам картины итальянского режиссера Лукино Висконти «Рокко и его братья». Теперь настал черед «Идиотов» — худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников перенес сюжет идеолога «Догмы» Ларса фон Триера из Дании середины 90-х в современную Москву.
Сама идея перевести кинофильм на театральный язык выглядит спорной, но в то же время чрезвычайно интересной. Обычно все происходит наоборот — сначала появляется спектакль, если он имеет успех, пьесу экранизируют. Это логично — у кинематографа больше изобразительных средств. Но в «Идиотах», снятых в точном соответствии с правилами «Догмы» (ручная камера, запрет на спецэффекты, комбинированные съемки, дополнительный свет и так далее), Ларс фон Триер отказывается от «приемов кинематографического обмана» и обнажает сюжет, историю, которая рассказана максимально простым языком.
В «Идиотах» фон Триера это история компании молодых людей, которые живут коммуной в богатом пустом доме, принадлежащем семье одного из них. Они отрываются как могут, занимаясь поисками «внутреннего идиота» и притворяясь душевнобольными в различных общественных местах. Несмотря на то что фильм является провокацией (фон Триер называл его «благой» провокацией), режиссер все-таки счел нужным расшифровать свою позицию: в одном из интервью он говорит, что «невозможность придерживаться правил все-таки не означает, что их не надо иметь» и «если продолжать девальвировать разумное, мир полетит ко всем чертям».
В России степень толерантности не та, что в Дании, и представить себе здесь подобный сюжет трудновато: фраза из фильма «Быть идиотом — это роскошь» попадает в десятку. Если во времена «Догмы» состоятельные россияне еще могли вести себя на публике столь же непосредственно, как герои «Идиотов», то сейчас эту роскошь могут себе позволить только профессионалы.
Поэтому в спектакле Кирилла Серебренникова «Идиоты» — это радикальная арт-группа. События последних лет определяют и развитие сюжета: «идиотов» в России ждет судебный процесс, финал которого предсказуем. Правила «Догмы» Серебренников выдержал до мелочей: в спектакле не используются внешние источники звука и световые эффекты, все перестановки производятся самими актерами, которые меняют костюмы на глазах у зрителей, а границы игрового пространства обозначаются наклеенными на пол изолентами. Почти как в «Догвилле» Ларса фон Триера — но там вместо изоленты была, кажется, линия, прочерченная на асфальте мелом.Источник: РБК daily