Писатель Павел Санаев: «Хроники Раздолбая» — это другая история»

«Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева — литературный хит десятилетия. Своей повестью о советском детстве сын актрисы Елены Санаевой и приемный сын Ролана Быкова в начале 2000х задел всех и каждого. Теперь писатель, кинорежиссер и сценарист ПАВЕЛ САНАЕВ выпускает свою вторую книгу — «Хроники Раздолбая». О книжных судьбах Павел рассказал корреспонденту РБК daily ВЕРЕ КОПЫЛОВОЙ.

— На обложке новой книги стоит «Похороните меня за плинтусом-2». Вы действительно написали продолжение?

— Это самостоятельная история. Там нет дяди Толи, нет известной всем бабушки, но по стилю роман очень похож на «Плинтус», и «вкус текста» там будет примерно тот же. Можно сказать, «Хроники Раздолбая» — это продолжение истории Саши Савельева, который вырос и стал Раздолбаем.

— Это автобиографическая история?

— А вот тут без комментариев. Я не буду больше повторять старую ошибку и разбирать: вот это было правда, а это выдумка… Пусть каждый сам думает, где правда, где нет. Естественно, какие-то вещи берутся из жизни.

— Чем вы жили последние годы? У вас выходила еще одна книга, которая прошла куда тише, чем «Плинтус»…

— Нет, это была не моя книга. Я снял по своему сценарию фильм «Нулевой километр», и продюсеры хотели выпустить рекламный продукт для поддержки картины в стиле «смотрим фильм — читаем книгу». Писательница Ольга Гаврилова за три месяца написала по моему фильму новеллу, а я потом немного подправил текст. Так как фильм был моим, на обложке написали «Павел Санаев», но к литературе эта книга изначально не имела отношения. «Продукт» он и есть продукт. Забавно, что многие подумали, будто это фильм снят по книге, а не наоборот. Чем я занимался с момента выхода «Плинтуса»? Учился снимать кино, снял по своим сценариям три фильма. Боевик «На игре» получил в США около десяти разных фестивальных призов и стал рекордсменом среди российских фильмов в зарубежном прокате.

— «Хроники Раздолбая» анонсировались с 2011 года. Почему так долго вы их не выпускали?

— У меня давно родилась идея этого романа, и первые наброски были сделаны еще в конце 1990-х. Я думал, что напишу его за год-полтора, но не отдавал себе отчет в объеме и сложности. Казалось, это будет гораздо проще. Полгода ушло на составление плана и черновые наброски, а потом я начал писать, и оказалось, что одна только первая книга, которая и выходит сейчас, в три раза превышает объем «Плинтуса», который я писал больше года. До полного завершения этого труда еще года два. В первой книге есть самостоятельный законченный сюжет, она подводит черту под большим жизненным этапом главного героя, но все точки над «и» будут окончательно расставлены во второй книге.

— О чем «Хроники Раздолбая»?

— Это смешная и драматическая жизненная история. История 19-летнего Раздолбая, который формировался и строил планы в одной стране, а потом страна за три дня поменялась, и он оказался в совершенно иных условиях. Эти перемены совпали с его собственным периодом взросления и становления в жизни. Вот так, если в двух словах. Но мне кажется, краткое описание сюжета — дело неблагодарное. Если бы я сказал вам, что «Похороните меня за плинтусом» — это книга о мальчике, который живет у бабушки, и бабушка его ругает и в то же время любит, вы едва ли решили бы, что книга стоящая. Важно ведь не только что написано, но и как. «Плинтус» был написан смешно, достаточно увлекательно, а в конце разворачивалась драма. За это книгу и полюбили. «Хроники» приготовлены по такому же рецепту, он мне самому нравится — сам люблю смеяться и переживать, когда читаю. «Хроники» — это та книга, которую мне самому было бы в кайф прочитать. Теперь важно, чтобы книга «попала» в читателя.

— Вы человек воцерковленный. Эта тема не будет обойдена в «Хрониках Раздолбая», верно?

— Там не будет нравоучений, но эта тема будет затронута. Действие книги происходит в конце 1980х — начале 1990х, и герой формировался в то время, когда о церкви думали примерно так: «Красноармейцы свергли царя, свергли попов, и мы стали самым прогрессивным обществом». Вера в Бога почти всем казалась тогда пережитком прошлого, и такого же мнения был мой герой. В какой-то момент он встречает другого героя, который что-то про это знает, читал и имеет другое мнение. Между ними и другими персонажами происходит спор, они делятся рассуждениями, но это вплетено в сюжетную ткань, так что «автор­ской назидательности» не будет.

— Вы как автор оказались многоголосым, свободным, дали ход самым разным сторонам жизни. В книге есть морально-нравственные вопросы, но есть и смешные шутки, и крепкие словечки…

— Их там немного, у меня никогда не было цели употреблять их специально, напоказ. Но если определенные герои оказываются в определенных условиях, я не представляю, как они могли бы сказать иначе.

— У героя нет имени, только это словечко — Раздолбай. Почему?

— Это архетипический персонаж. Я не сразу нашел язык книги. Было понятно, что ее нельзя писать от первого лица, как «Плинтус». Когда я пытался подставить персонажу имя — какой-нибудь Вася Иванов, это становилось частной историей одного человека. А мне хотелось, чтобы история была универсальной и каждый мог узнать в ней себя. Тогда пришла идея, что герой — Раздолбай. Обобщенный персонаж, у которого есть свой характер, но вы можете в любой момент поставить на его место себя или своего друга.

— Повесть «Похороните меня за плинтусом» вышла в 1996 году. Вы от нее уже устали, наверное?

— Она давно живет сама по себе. Уставать не от чего, разве что я уже не люблю рассказывать, как она писалась. Новая книга мне сейчас ближе. У «Плинтуса» судьба сложилась непростая, но яркая. Книга не сразу приобрела известность, сначала была напечатана в журнале, а отдельным изданием вышла только через семь лет после этого. И даже в этом издании она не сразу стала широко известна, для этого понадобилось еще пять лет. Итого больше десяти лет от момента написания до миллионного тиража и «культового» статуса, который ей сейчас приписывают. Пуповина с новой книгой уже перерезана, 30 мая она начнет самостоятельную жизнь, и мне очень интересно, какая судьба ее ждет. Хочется, чтобы она сложилась так же хорошо, как у «Плинтуса», только побыстрее. В 25-летнем возрасте я мог ждать признания своего «ребенка» 13 лет, но сейчас мне хотелось бы вывести его в люди побыстрее!

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий