Москва — Ереван — Харлем: VII Фестиваль коллекций современного искусства

О поддержке художников и искусства современников чаще всего вспоминают в связи с собраниями Третьякова, Щукина и Морозова. С относительно недавнего времени вспомнили и Георгия Костаки, знаменитого коллекционера русского авангарда и нонконформистов, чья иммиграция в советское время стоила ему львиной доли собрания в пользу Третьяковской галереи и в честь 100-летия которого эта институция недавно открыла мемориальный зал. Именно их наследниками можно считать сегодняшних меценатов — Стеллу Кесаеву, Владимира и Екатерину Семенихиных, Шалву Бреуса, Виктора Бондаренко и многих других, поддер­живающих и коллекционирующих современное российское искусство. Им, а также небольшим музеям, фондам и другим причастным и посвящен открывающийся 9 августа в Москве VII Фестиваль коллекций современного искусства.

Впрочем, в этом сезоне организаторы решили обойтись без выставок из крупных частных собраний и на трех площадках Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) и в Государственном литературном музее показать совершенно разные, подчас неожиданные коллекции.

Фестиваль открывается сразу двумя экспозициями — «Контейнеры, пакеты, цистерны, мемории» из собрания художника Сергея Шутова и «Армянское современное искусство: избранные работы» из коллекции ереванского Центра современного экспериментального искусства АССЕА/NPAK.

Собрание Шутова — не коллекция в привычном понимании, а скорее собрание артефактов и предметов, за которые в разные периоды жизни цеплялся взгляд настоящего художника. Будь то вырезки из советских и перестроечных газет и журналов, сувенирные олимпийский мишка и первый спутник, памятные вещицы из путешествий в разные страны или консервная банка «Чистая вода» — сама по себе абсурдистский памятник «слепому» консьюмеризму. Все эти предметы и объекты, а также собственные работы разных лет и произведения друзей-художников из своей квартиры Шутов складывает в тотальную инсталляцию, настоящим мастером которой он стал еще в 1990-х.

Вторая знакомит зрителя с актуальными художниками Армении, чьи работы лишь изредка появляются в столице на больших сборных выставках. Одиннадцать художников привозит центр АССЕА/NPAK, недавно отметивший 20-летний юбилей. Его создатели — Эдвард и Соня Баласаняны, настоящие энтузиасты, практически армянские Жукова и Абрамович, открывшие в 1992 году выставочное пространство в заброшенном здании существовавшего еще в советские времена «Ереванпроекта». До прошлого сезона они же делали экспозиции национального павильона Армении на Венецианской биеннале. Главная специализация центра — видеоарт, и основной массив выставки в главном зале ГЦСИ отведен ему. Здесь покажут работы «Игра» Соны Абгарян, видеоинсталляцию «Площадка перекрестий» Сони Баласанян, а также концептуальные объекты Артура Саргсяна в духе Йозефа Бойса, живописные абстракции Давида Кареяна и другие произведения.

Еще две выставки — ранее не выставлявшиеся работы художника Михаила Чернышова, участника исторической полуторадневной выставки 1964 года «Поп-арт в СССР» в бывшем кинотеатре «Диск», из собрания его бывшей жены Надежды Чернышовой, и «Рисунки поэтов» из коллекции литературного музея — пройдут во второй половине августа. Завершит фестиваль в сентябре экспозиция голландских художников из музея De Hallen Haarlem «Призраки в системе — Сценарии действия», которая станет и спецпроектом 5-й Московской биеннале современного искусства.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий