Масштаб армейских маневров сравним с прошлогодним, но из-за Украины государственные СМИ привлекают к ним больше внимания
Государственные СМИ стали пристальнее следить за военными учениями российских вооруженных сил. В этом году маневры проводятся не чаще, а их масштабы сопоставимы с прошлогодними, но всплеск интереса к ним совпадает с обострением ситуации на Украине, выяснил РБК.
У побережья Курильских островов во вторник начались военные учения с участием Тихоокеанского флота, ВДВ и военной авиации. Это крупнейшие с 1984 года маневры в этом регионе. Ранее, 1 августа, были объявлены военные сборы служащих запаса по всей России, они завершатся в октябре. А 5 августа в Южном военном округе начались лагерные сборы подразделений войсковой разведки, которые продлятся до 27 августа. Одновременно в Западном и Центральном военных округах начались командно-штабные учения ВВС и сил ПВО (завершились четыре дня спустя).
Вежливое телевидение
Эти маневры военным руководством России не связываются напрямую с ситуацией на Украине, однако на Западе к маневрам российской армии относятся с опаской. Соединенные Штаты официально выразили обеспокоенность учениями с участием авиации и сил ПВО Западного и Центрального округов страны. «Учения подобного рода являются провокацией и приведут только к эскалации конфликта» на Украине, заявила в день начала учений представитель Госдепартамента США Джен Псаки.
Данные, предоставленные РБК компанией «Медиалогия», свидетельствуют, что всплеск внимания к военной подготовке российской армии в СМИ совпадает с началом кризиса на востоке Украины. В январе — июле 2014 года государственные агентства ТАСС и РИА Новости 299 раз сообщали о военных учениях российской армии (за аналогичный период прошлого года — 226 раз). Рост упоминаний о маневрах по сравнению с прошлогодними значениями особенно заметен в мае и июне текущего года. В 2013 году за эти два месяца госагентства упоминали учения только 93 раза, в этом — 149.
Данные по первой тройке федеральных телеканалов (НТВ, «Первый канал» и «Россия 1») отличаются. За первые семь месяцев 2014 года они уделяли теме военных маневров меньше внимания, чем за тот же период 2013го: учения упоминались 172 и 211 раз соответственно. При этом чаще других демонстрировала военную мощь страны своим зрителям «Россия 1». В прошлом году на июль, однако, пришлись крупнейшие учения в Восточном и Центральном военных округах, за которыми следил лично президент Владимир Путин. Один этот месяц дал 71 упоминание маневров армии на федеральных телеканалах. Если сравнивать данные за май — июнь, то в этом году телеканалы говорили об учениях на 30% чаще, чем в прошлом году (66 упоминаний против 48).
Учения на границе
Российские войска были стянуты в приграничные с Украиной регионы в начале весны, на фоне смены власти в Киеве (21 февраля) и последующего присоединения Крыма к России по итогам референдума 16 марта. Еще 26 февраля президент Владимир Путин поручил Минобороны провести внезапную комплексную проверку боеготовности Западного и Центрального военных округов, а также ряда родов войск.
С 13 марта воинские части и подразделения вооруженных сил, как отмечала «Российская газета», «наращивали интенсивность полевых занятий» на полигонах Ростовской, Белгородской, Курской и Тамбовской областей. Новые киевские власти посчитали это признаком готовящегося вторжения, с призывами к Москве отозвать войска на места постоянного базирования выступили США и Евросоюз.
Только 19 мая Путин дал министру обороны Сергею Шойгу команду завершить учения, но уже с 21 по 26 мая в Воронежской области заранее запланированные учения ВВС «Авиадартс-2014». В июне представители НАТО вновь сообщили о появлении российских войск у украинской границы, а с 21 по 28 июня Путин приказал провести внезапную проверку боеготовности войск Центрального военного округа.
Не числом, а интенсивностью
Ни по числу, ни по масштабам маневры этого года заметно не отличаются от учений в 2013 году.
Официальная статистика учений публикуется в газете Минобороны «Красная звезда» — планы военных маневров на этот год были обнародованы в конце декабря. Планировалось провести до 600 тактических, тактико-специальных и командно-штабных учений различного масштаба — от дивизионных до ротных. За зимний учебный период (с 1 декабря по 31 мая), согласно данным Минобороны, вооруженные силы провели 135 тактических межвидовых и совместных с другими войсками учений и около 100 командно-штабных учений, в том числе двусторонних. В прошлом году, сообщало Минобороны, за тот же период было проведено более 170 крупномасштабных учений, включая командно-штабные и специальные учения, тактические учения с боевой стрельбой.
С 1 июня и до конца года в России, по данным Минобороны, должно пройти более 300 тактических учений. В прошлом году «Красная звезда» не называла общую цифру тактических учений, однако можно сравнить данные по подготовке сухопутных войск. В 2013 году было проведено порядка 50 тактических учений с соединениями и частями разных родов войск и более 40 командно-штабных учений на местности. Год назад цифры были аналогичными. Сопоставимые данные и по другим родам войск. Особенностью боевой подготовки в 2014 году станет резкий рост интенсивности занятий по огневой подготовке, в ходе которых запланировано увеличение расхода боеприпасов в пять раз. Итогом боевой подготовки станет проведение в сентябре 2014 года стратегического командно-штабного учения «Восток-2014», к которому, как заявил начальник Главного управления боевой подготовки ВС России генерал-лейтенант Иван Бувальцев, будут привлечены войска не только Восточного военного округа, но и ВДВ и дальняя авиация.
Руководитель редакции военной информации ИТАР-ТАСС Виктор Литовкин в беседе с РБК отметил, что интенсивность боевой подготовки в войсках действительно значительно возросла, но произошло это не в 2014 году. И в прошлом году было несколько внезапных учений, когда по тревоге поднимали отдельные округа, бригады или целиком ракетные войска стратегического назначения.
Директор Института политического и военного анализа Александр Храмчихин соглашается, что интенсивность учений не увеличилась. Центральное место среди них в Минобороны отвели стратегическим учениям «Запад-2013», включавшим в себя взаимодействие с вооруженными силами Белоруссии. Эти крупнейшие за 20 лет учения под руководством министров обороны двух государств развернулись на пяти полигонах, в том числе в Калининградской области, и в акватории Балтийского моря.
Началось при Сердюкове
В этом году, отмечает Литовкин, внезапных тревог стало больше: их проводили уже и на уровне армий, и на уровне батальонов. «Никакого отношения к украинским событиям наша боевая подготовка напрямую не имеет — идет планомерное оттачивание боевого мастерства», — считает Литовкин. По его словам, наращивание масштабов военной подготовки укладывается в План деятельности Минобороны до 2020 года.
Согласно документу, до конца 2014 года в вооруженных силах должны быть улучшены такие показатели боевой подготовки военнослужащих, как наплаванность экипажей надводных кораблей, подводных лодок ВМФ (с 60 суток в год на экипаж до 75), налет летного состава армейской авиации (с 70 часов в год на экипаж до 80), километраж практического вождения водителей автотранспорта, бронемашин и танков (с 350 до 500 км для транспорта и с 250 до 350 км для боевой техники). При этом, согласно официальному отчету военного руководства страны, уже в прошлом году отдельные заложенные в план показатели были перевыполнены.
Еще в 2011 году тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков подписал соглашение о строительстве учебного центра в Мулине под Нижним Новгородом, который в этом году стал широко известен благодаря тому, что немецкая фирма Rheinmetall расторгла соглашение с Минобороны о его строительстве. Разрешение на участие в этом проекте Rheinmetall отозвал министр экономики Германии Зигмар Габриэль. Стоимость центра, по данным Süddeutsche Zeitung, составила €100 млн. Полигон должен был стать крупнейшим в Европе и ежегодно принимать до 30 тыс. солдат. Соглашение о его строительстве было подписано между Минобороны России и Rheinmetall в июне 2011 года. На территории центра, как планировалось, можно было бы моделировать любую тактическую ситуацию и проводить двусторонние учения с участием двух бригад. Ведение огня из всех видов оружия, в том числе легкого стрелкового, противотанкового и артиллерии, должно было имитироваться специальными лазерами. Сдать его в эксплуатацию предполагалось в декабре этого года, сделать все для этого приказывал своим подчиненным в феврале этого года министр Шойгу.
Источник: РБК daily