Малый бизнес на колесах
Среди объектов малого бизнеса Москвы самыми недооцененными со стороны инвесторов являются хостелы и пункты шиномонтажа: их стоимость в среднем равна четырем и семи годовым прибылям соответственно. Напротив, наиболее переоценены салоны красоты — их цена соответствует прибыли за 22 года.
Исследователи из консалтинговой компании «2Б Диалог» задались целью выяснить коэффициент P/E (price to earnings, цена к прибыли) для типичного объекта из каждого сектора малого бизнеса в Москве (см. график). Показатель демонстрирует, во сколько раз текущая стоимость компании больше его годовой прибыли. Важным условием отбора сделок для исследования была прибыльность компаний за последние три года (для убыточных коэффициент был бы отрицательным).
Всего компания проанализировала 700 сделок купли-продажи малого бизнеса в Москве и провела около 300 интервью с его собственниками. В выборку попали автомойки, кафе, аптеки, продуктовые магазины и другие объекты стоимостью от 1 млн до 40 млн руб.
«Проведенное исследование свидетельствует о высоких ожиданиях со стороны инвесторов в малый бизнес», — комментирует младший партнер, директор департамента инвестиционного планирования «2Б Диалог» Борис Фишман. По его мнению, это обусловлено увеличением численности населения и его доходов, а также ростом городской экономики, в частности — инфраструктурных проектов.
Полученные данные дадут потенциальным инвесторам возможность инвестировать собственный капитал в объекты с высокой нормой доходности, отмечает г-н Фишман: «По сути коэффициенты с высокими показателями являются наиболее доходными для действующих собственников в краткосрочной перспективе, такие компании переоценены их собственниками по их субъективным мнениям. А бизнес с малыми значениями P/E отражает высокую норму дисконта в долгосрочной перспективе».
Коэффициент P/E обычно используется при определении недооцененных акций торгующихся на бирже компаний. Но партнер BDO в России Дарья Окунева считает, что его вполне можно применять и для оценки малого бизнеса. «Другой вопрос, что в российских условиях этот показатель не самый надежный в силу особенностей бухучета, — отмечает она. — Я бы использовала его лишь как ориентир, а в качестве основных методов оценки использовала затратный и доходный». Но и они несовершенны, делает оговорку эксперт: «Например, бывает, что доходная оценка в десять раз выше затратной. Надо искать причину: возможно, у компании есть нематериальные активы, например лицензии или особо удачное месторасположение, если речь идет об автозаправке». Как раз в таких случаях дополнительным подспорьем для оценщика может стать P/E.
Максимальный P/E из рассмотренных в исследовании компаний — 66 — был у одного из салонов красоты. «Разумеется, это не значит, что человек, купивший этот салон, думает, что окупит его за 66 лет, — объясняет Борис Фишман. — Просто он верит, что прибыльность салона в будущем будет быстро расти и даже столь дорогая покупка окажется очень выгодной».
Руководителю департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрию Трофимову полученные коэффициенты кажутся завышенными. Он предполагает, что причинами стали недостоверность исходных данных («официальная статистика не дает истинной картины») и недостаточная выборка исследования.
По результатам непонятно, собственные у этих бизнесов помещения или арендованные, хотя это «крайне важный момент», отмечает собеседник издания. Также ему кажется странным, что P/E у продуктовых магазинов (12,5) и магазинов одежды и обуви (13,2) почти одинаковые, хотя очевидно, что оборот первых значительно больше. «Но если это начало регулярного сбора подобных данных, то через два-три года эти цифры будут вполне корректны, и им уже можно будет доверять», — заключает г-н Трофимов.
Проводить due diligence (всестороннюю оценку) приобретаемого актива имеет смысл, только если он генерирует прибыль более 20 млн руб. в год, говорит партнер Artisan Group, член экспертного совета журнала «Слияния и поглощения» Александр Филимонов. Он сомневается, что потенциальным инвесторам при выборе актива для покупки стоит придавать уж слишком большое значение этому коэффициенту. «Но для продавца бизнеса низкий коэффициент P/E может стать дополнительным козырем для торга, — допускает эксперт. — Обычно за бизнес в Москве дают столько, сколько дают, а не сколько просят».Источник: РБК daily