Лабиринт любви и смерти: вечер Дианы Вишневой на «Золотой маске»

Сольный вечер Дианы Вишневой прошел в рамках фестиваля «Золотая маска». Ее проект «Диалоги», выдвинутый в номинации «Лучший спектакль», составлен из трех одноактных балетов европейских хореографов.

Логика вечера, включающего постановки от 1947 до 2011 года, определялась одним фактором — личным интересом знаменитой балерины. Известно, что Вишнева обожает балетные «обновки», и ее нынешний выбор репертуара так же далек от классического танца, как эксцентричные одеяния Вивьен Вествуд — от «маленького черного платья» Шанель. И надо сказать спасибо разнообразию пристрастий Дианы. Благодаря этому российская публика, вслед за Вишневой, в «Диалогах» вступила в беседу с хореографами двух столетий. Это американка Марта Грэм, с творчеством которой Россия познакомилась вживую именно через Вишневу, — труппа американской модернистки у нас никогда не выступала. Джон Ноймайер — живой классик современного балета из Гамбурга. И два работающих вместе интересных постановщика из Нидерландов — Пол Лайтфут и Соль Леон.

Первым был «Лабиринт» — «психоаналитический» балет по мотивам античного мифа о Тезее и Ариадне, ставший в свое время альфой и омегой хореографии XX века. Идея зловещего путешествия, в котором герой (у феминистки Грэм — героиня) побеждает страшного Минотавра, а заодно — свои комплексы, обретает черты танцевального манифеста: по законам «Лабиринта» балерине, воспитанной на 32 фуэте, нужно кардинально перестроить работу тела, что на самом деле невероятно трудно, а часто и невозможно. Авангардная музыка Джана Карло Менотти стала для Вишневой еще одной возможностью заявить о внутренней несгибаемости — и личной, и героини, спустившейся в недра буквального (а может быть, символического) ужаса. Минотавр в исполнении американца Бена Шультца — двуногое зубастое чудовище с массивными рогами и зажатыми поперечной палкой руками. Разумеется, он не смог выдержать напора босоногой девушки в черно-белом обтягивающем платье, бесстрашно сменившей гармоничный классический имидж на угловатые «извилистости» модерн-данса. Давший название вечеру «Диалог» сочинен специально для Вишневой и Тьяго Бордина, ее партнера из Гамбургского балета. Ноймайер взял музыку Шопена в современной обработке и поставил под нее нечто вроде семейной беседы, в которой есть и счастье взаимного понимания, и терпкая горечь размолвок. Танцевальный разговор на 25 минут идет то «вполголоса», то — гораздо чаще — на «высоких нотах», и во всех случаях Вишнева находит точные телесные интонации. Мало того, она усложняет довольно стандартный номер, с одной стороны, внешне накрученный, а с другой — собравший, кажется, все пластические стереотипы на заявленную тему. Ее энергичный танец на пуантах, в котором пригодились и навыки классики, и свобода телесного самовыражения, полон исследовательского любопытства. Что это такое — испытание любви на прочность, когда обыкновенные стулья как будто нарочно путаются под ногами и кажутся атрибутами беды, красное платье героини смотрится как вызов, а звуки рояля воспринимаются сигналом тревоги?

Спектакль «Объект перемен» — самый грустный в программе, он посвящен смерти, неизбежность которой Вишнева проясняет в дуэте с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым и четырьмя танцовщиками Мариинского театра. Музыка Шуберта (часть квартета «Смерть и девушка» в обработке Малера) и кроваво-красный ковер на полу служат катализаторами настроения светлой печали и яростного горя, искусно создаваемого балериной. Хореографы, по их словам, поставили спектакль «о предчувствии беды… и об умении ценить каждое мгновение жизни». В «Объекте перемен» тело как-будто «вздыбливается» при встрече с неизбежным концом. Вишнева, снова босая и одетая в легкое белое одеяние, легко подхватила авторские намерения. Она даже учла, что одним из источников вдохновения авторов была картина Френсиса Бэкона, и взяла на себя смелость казаться некрасивой. Впрочем, последнее слово употребляли лишь зрители, которые пришли в театр за очередной порцией балетной «красотищи». Прочая публика оценила намерения балерины и наградила ее овацией.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий