Курченко – РБК: «Януковича нет уже полгода, а мы продолжаем расширяться»

"Я начинал при Ющенко"

– Вы уехали из Украины в феврале. Отразился ли ваш отъезд на вашем бизнесе там?

– У меня 30% бизнеса было в России, 70% – на Украине. Сейчас там неблагоприятная обстановка для бизнеса, но все активы остаются под контролем, и они работают плюс-минус в обычном режиме. Власть их атакует, но мы сопротивляемся, и у нас это успешно получается. Зато появились ресурсы и возможности заниматься бизнесом в России, что значительно перспективнее. Здесь стабильная власть, стабильнее система. Я уверен, что моя компания из этой ситуации, которая кажется на первый взгляд дискомфортной, только выиграет.

– Вы продолжаете инвестировать в Украину?

– Скорее я поддерживаю сегодняшние активы и смотрю, что на рынке дешево продается. А сейчас на Украине продается практически все – многие российские и иностранные компании уходят с рынка.

– В прессе появлялись многочисленные заявления высокопоставленных чиновников Украины о ваших коррупционных связях. У вас есть что ответить на эти обвинения?

– То, что они говорят, и то, что происходит на самом деле, – это две огромные разницы. Я думаю, сегодняшняя власть Украины несостоятельная, некомпетентная, и то, что она говорит, подчас к действительности не имеет никакого отношения. Они говорят то, что хотят слышать избиратели. Они говорят что угодно, лишь бы скрыть свои просчеты, проколы в политике.

Всем же очевидно, что сейчас стало хуже, чем было. По всем параметрам – мирная жизнь, экономическое и социальное положение. Они говорят одно, а эти заявления не имеют отношения к реальности. Генпрокурор рассказывает журналистам, что у него есть уголовное дело против меня. Наш адвокат в тот же день пишет запрос и получает ответ, что такого уголовного дела нет. Адвокат дает пресс-конференцию, но от властей на это нет никакой реакции. Такое кажется невозможным, но такое происходит.

– То есть пока уголовные дела против вас существуют только в виде статуса в «фейсбуке» Арсена Авакова?

– Да. Но Аваков же сам в международном розыске [в июне 2014 года по запросу России глава МВД Украины Арсен Аваков был объявлен в международный розыск].

– Обвинения против вас строятся на вашей возможной близости к семье Виктора Януковича. Были ли вы знакомы? Действительно ли знакомство с высокопоставленными чиновниками помогало вам зарабатывать деньги?

– Мне 28 лет, Януковичу – 64. Он из Донецка, я – из Харькова. Активов и проектов у меня совместных с ним нет и не было. У меня на Украине большой бизнес – наверное, в пятерке крупнейших холдингов. Естественно, я плотно общался со всеми чиновниками, в том числе и с президентом. Но предмет общения на 99% был спортивный, а на 1% – социальный. Вопросов по бизнесу у меня с семьей бывшего президента не было и нет. Более того, мой бизнес начал строиться еще до Януковича. Я начинал при Ющенко [Виктор Ющенко, с 2005 по 2010 год президент Украины] и с Ющенко общался больше, чем с Януковичем. «Близость к семье» – просто удобный ярлык, который придумали конкуренты и подхватили журналисты.

– То есть, по-вашему, при Януковиче вам не создавался режим максимального благоприятствования?

– Я не купил ни одного госпредприятия. Все, что я покупал, приобреталось на рынке, в том числе у российских компаний. Завод у ЛУКОЙЛа, медиахолдинг у Ложкина [Борис Ложкин – основатель «Украинского медиахолдинга» (UMH group) – в июне 2013 года объявил о продаже 98 % акций UMH Group группе компаний ВЕТЭК Сергея Курченко. 10 июня 2014 года Ложкин назначен главой администрации президента Украины]. Это же не было госсобственностью. Если бы у меня была с ними возможность диалога за кадром, то первым делом; что бы я сделал – купил какие-нибудь госактивы. К тому же посудите – Януковича нет уже полгода, а мы продолжаем работать и расширяться.

– Но вы знакомы с Януковичем-старшим, с его сыновьями – Александром, Виктором?

– С младшим сыном Виктором я не знаком. С Александром мы виделись несколько раз на футболе. С Виктором Федоровичем мы виделись 20–30 раз, но наше общение ограничивалось вопросами спорта и социальных проектов.

– После событий на Украине вы с Януковичем встречались?

– Нет, мы не общались. Он не инициировал, я – тоже.

"Что-то арестовывают, какие-то аресты мы снимаем"

– Что сегодня происходит с вашими украинскими активами? В прессе была информация, что вашему холдингу пришлось существенно сократить персонал, а офис в Киеве был закрыт. Так ли это?

– Власть нас максимально атакует. На 20% в правовой плоскости, на 80% – в PR-плоскости. Параллельно с этим власть предлагает нам схемы работы, находящиеся за рамками правового поля. Поэтому ничего особенного не произошло.

– А что они предлагают?

– Сегодняшняя власть взаимодействует с бизнесом намного жестче. С большей невыгодой для бюджета, но с выгодой для себя, еще больше, чем при всех предыдущих режимах. На Украине вообще есть такая тенденция: каждый следующий президент хуже предыдущего. Янукович был лучше Турчинова. Кучма был лучше Януковича.

– Известно, что некоторые из ваших активов – ФК «Металлист», Одесский НПЗ – арестованы. Или опять же это только заявления?

– Что-то арестовывают, какие-то аресты мы снимаем. У нас судебных процессов больше сотни, но мы пока ни одного ни проиграли. Это такой бесконечный процесс.

– Какие активы находятся под арестом на данный момент?

– На данный момент ни Одесский НПЗ, ни «Металлист» не арестованы. Какие-то товары, какие-то компании, работающие на Одесском НПЗ, арестованы. Но там какие-то компании наши, какие-то не наши. Но в большей степени это все популистские заявления. Режим сменился в феврале, и если бы у них были реально обоснованные претензии, к сентябрю это бы привело к каким-то решениям в судах, был бы доказанный ущерб, было бы какое-то решение о конфискации, был бы новый собственник. Если я купил за последние три года эти активы по высокой цене, значит, они ликвидны. Я думаю, что любой бизнес, который работает сегодня на Украине, сталкивается с такими проблемами. У властей есть просто контрольные, пиарные точки: удобно говорить, что режим Януковича все разворовал, удобно говорить, что Курченко при Януковиче не платил налоги. Это помогает им отвлекать внимание от собственной политики. Но если представить себе, что режим Януковича воровал, и воровал, как они говорят, миллиардами, а сейчас уже полгода не воруют, то где миллиарды?

Одесский НПЗ

Фото: PhotoXPress
Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий