Исторический пуск: удастся ли SpaceX вернуть на Землю ракету-носитель

SpaceX уже экспериментировала с управляемым приводнением ракеты-носителя, но на этот раз ей предстоит организовать прицельное приземление на океаническую платформу – задача гораздо более сложная. Компания оценивает вероятность успешной операции невысоко – не более 50%, но обещает при любом исходе продолжить эксперименты до тех пор, пока механизм возврата и повторного использования ракеты-носителя не будет полностью налажен.

Первый «эксперимент» потребовал тщательной подготовки: поиск идеальных технических, погодных и прочих условий стал причиной многократного переноса запуска корабля. Изначально Dragon должен был стартовать еще 19 декабря, но менее чем за сутки до пуска операцию перенесли на первую неделю января. Основной причиной называлось положение МКС относительно солнца: весь конец декабря и начало января станция находилась под определенным углом освещения, были опасения, что ослепительный свет помешает «швартовке» корабля. Кроме того, за прошедшие две недели техники SpaceX смогли подробнее изучить результаты последних тестов ракеты.

Утром 6 января ракета-носитель с кораблем Dragon уже была выведена на старт, но привод управления вектором тяги показал неисправность, и операция была автоматически отменена за полторы минуты до предполагаемого пуска. Старт ракеты был перенесен на 9 января, а затем еще на один день, чтобы у инженеров было больше времени проверить привод управления. На случай четвертого переноса запуска команда SpaceX заранее утвердила резервную дату и время – 13 января в 11:36 мск.

Пока же старт ракеты Falcon 9 назначен на 12:47 мск 10 января. Вскоре после взлета первая ступень ракеты-носителя должна отсоединиться от «грузовика». После этого главная задача – стабилизировать курс ракеты, которая будет падать со скоростью 1300 м/с. Для начала двигатели взлета должны выровнять ракету, затем сверхзвуковая установка замедлит падение до 250 м/с, а перед посадкой на морскую платформу скорость должна быть снижена до 2 м/с. Для более точной посадки SpaceX оснастила свою ракету решетчатыми стабилизаторами – своеобразными крыльями, которые должны выровнять курс падающей ракеты. До сих пор они применялись лишь на баллистических ракетах, снарядах класса «воздух-воздух» и в системе аварийного спасения советских кораблей «Союз». На беспилотной ракете-носителе такая технология используется впервые.

Для исторического приземления Falcon 9 компания Маска построила на верфи в Луизиане плавучую платформу, которая получила официальное название «автономного беспилотного судна-космодрома». Фотографию судна миллиардер впервые опубликовал в своем Twitter в конце ноября. Оно отдаленно напоминает военный авианосец: большую часть верхней палубы занимает посадочная площадка размером около 50 на 90 метров. Размах посадочных опор Falcon 9 составляет в диаметре 22 метра. Таким образом, операция по приземлению должна быть проведена со снайперской точностью. «Раньше точность посадки нашей ракеты находилась в пределах 10 км. На этот раз нужно достичь показателя в 10 метров», – отметила пресс-служба компании.

Частно-государственное партнерство

Запуск ракеты-носителя Falcon 9 с грузовым кораблем Dragon станет пятым в истории сотрудничества Илона Маска с государственным агентством NASA по программе коммерческой доставки грузов (CRS) на Международную космическую станцию. В декабре 2008 года NASA объявило о начале сотрудничества с фирмами Orbital Sciences и SpaceX, которые обязались провести серию полетов грузовых кораблей к МКС. В частности, SpaceX должна организовать 12 таких полетов по контракту с NASA стоимостью $1,6 млрд.

Для нужд этой программы и был разработан тип ракет-носителей Falcon 9, чей первый полет состоялся в июне 2010 года. Полгода спустя Falcon 9 осуществил демонстрационный полет с новым грузовым кораблем Dragon, разработанным для этой программы. Официально первая миссия CRS успешно стартовала в октябре 2012 года. После выхода на орбиту Dragon с космическим провиантом, техническим оборудованием и приборами для научных исследований пристыковался к МКС. Три недели спустя прошла отстыковка от станции, и «грузовик» с результатами исследований приводнился в Тихом океане.

Компания SpaceX была основана летом 2002 года предпринимателем Илоном Маском, со-основателем платежной системы PayPal. Продажа этого сервиса eBay той же осенью позволила ему выручить около $165 млн. Часть из этих средств пошла на создание компании Tesla Motors, которая производит электромобили, другая часть – на развитие бизнеса SpaceX.

Первые несколько лет работы фирма занималась разработкой технологий и поиском правительственных контрактов. Свою ракету Falcon 1 компания Маска впервые запустила в марте 2006 года, но тогда течь в топливной системе вызвала пожар, ракета потеряла управление и упала в море недалеко от места старта. Успешным стал лишь четвертый запуск Falcon 1 в сентябре 2008 года (незадолго до подписания контракта с NASA).

Falcon 9, по размерам в три раза превосходящий прошлый тип ракеты, начал разрабатываться как перспективный носитель еще до первых неудач Falcon 1. Договоренности по программе CRS лишь подстегнули эти исследования. На 2015 год намечен запуск новой линейки ракет – Falcon Heavy.

Илона Маска журнал Forbes назвал «революционером сразу в двух отраслях». Бизнесмен даже стал прототипом главного героя фильма «Железный человек» (герой оригинальной серии комиксов был «срисован» с образа Говарда Хьюза). На конец 2014 года Маск с состоянием $8,2 млрд занимает 158-е место среди богатейших людей мира, по версии Forbes.
Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий