Кому нужна новая битва за "правый руль"?

Как чиновники опять запретили «праворульные» машины, а для верности — и все иномарки с пробегом.

Российский техрегламент для колесных транспортных средств, с сентября 2010 года определяющий требования к безопасности машин, которые ввозят в страну, в скором времени будет ликвидирован. Вместо него будет принят другой документ, действительный для участников Таможенного союза: России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Этот документ уже находится на этапе согласования. Минпромторг провел ряд встреч с экспертами, которые критикуют проект. Они обнаружили сразу несколько серьезных перекосов: запрет «правого руля» и «драконовскую систему сертификации» для иномарок в возрасте от года до трех. Чиновники обещают заняться проблемными позициями.

Мы приложили много усилий, чтобы «потопить» действующий «национальный» техрегламент. Это совершенно одиозный документ, касающийся каждого автовладельца. Только проблема в том, что этот техрегламент можно назвать «экономическим регулятором», так как он зачищает конкурентный рынок в России. Но он не относится к инструментам, регламентирующим некие параметры безопасности, как заявлялось. Документ протащили, но «правый руль» с его помощью отменить не смогли, как хотели, этот пункт мы отбили.

Представьте наше удивление, когда 15 декабря в проекте документа Таможенного союза мы снова обнаружили, что «правый руль» хотят отменить. Причем этот запрет прямо прописан в документе… Думаю, что когда «случайно» вписали по второму разу запрет – надеялись, что «на дурачка» прокатит. Был бы красивый «контрольный выстрел в голову». Ведь после ввода запретительных пошлин на машины с пробегам приток «правого руля» в страну и так сильно сократился. Теперь важно, чтобы у японцев (Mazda, Toyota) было больше поводов для сотрудничества с Sollers. Для него чиновники создают в этом регионе самые тепличные условия, укрепляют его позиции в регионе.

Но ведь и «правым рулем» чиновники не ограничились, нашлись и другие «неожиданности». Фактически запрещен оказывается ввоз машин в возрасте от года до трех лет. Спросить, в чем же дело, я смог у Алексея Рахманова (директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга) совсем недавно. На нашей встрече присутствовали он сам, начальник аналитического отдела и генеральный директор НАМИ Алексей Ипатов.

Так я им прямо задал вопрос: зачем же запрещать ввоз в страну фактически новых иномарок? Выяснилось, что, оказывается, они хотят помочь таможне, потому что в некоторых странах (в Китае, в частности), новый автомобиль продают подставному лицу, ставят на учет, затем с учета снимают, и уже как бэушный везут к нам, но за растаможку платят гораздо меньше. Я, конечно, переспросил: «А вы к таможне-то какое отношение имеете?» Ведь речь-то, если вспомнить, шла о безопасности машин. Разве это не экономический вопрос? Разве такие вещи не решены в государстве, где все органы нормально работают? Другие люди должны такие вещи отслеживать, доказывать… По-хорошему, необходима такая база машин, как в США и Канаде существует. В такой базе вся история автомобиля зафиксирована. Но только таможне и логично таким заниматься, по-моему. Кажется, сомнения в голове Рахманова и его коллег удалось посеять. Но конкретного решения они по этому вопросу пока еще не озвучили.

Зато более конкретно говорили по поводу «правого руля». В общем для четырех стран техрегламенте будет сноска, что в каждой из них будут вправе определять свое отношение к «правому рулю». И Россия должна остаться на позиции, когда «праворульные авто» останутся разрешенными. Сейчас «правый руль» запрещен в Казахстане и в Белоруссии. Но, я считаю, нам на них ориентироваться нельзя. В том же Казахстане таких машин всего-то и было около 170 000. А в России их более миллиона. Кстати, казахи вроде как готовы по российскому образцу разрешить у себя «правый руль», чтоб общему экономическому пространству это не стало помехой. Другими словами, нашим соседям, в принципе, все равно.

Комментариев нет

Добавить комментарий