Киндерсюрприз и непристойность армии

«Киногид извращенца: Идеология» Софи Файнс и Славоя Жижека, впервые показанный на кинофестивале в Торонто, — фильм долгий, непростой, но интересный до умопомрачения и важный для общества. Можно придумать еще множество восторженных характеристик того, что по большому счету не вполне даже и фильм.

Это вторая часть проекта «Киногид извращенца», снятого Софи Файнс, выпускницей Школы искусств Челси, работавшей, в частности, с Питером Гринуэем. А также сестрой актеров Рэйфа и Джозефа Файнсов, режиссера Марты Файнс. То есть одной из многочисленного киноклана Файнсов, из которого в «Киногид извращенца» попал и еще один его представитель, композитор Магнус Файнс. Впрочем, это не отменяет того факта, что основным действующим лицом в фильме — его персонажем и его автором, по сути, им самим — является выдающийся современный культуролог и философ Славой Жижек.

Жижек известен своими оригинальными интерпретациями фильмов и творчества определенных режиссеров. При его участии устраивались, например, научные конференции по изучению «Матрицы» Энди и Ланы Вачовски, да такие, что выступления и дискуссии там были почти так же увлекательны, как сама «Матрица» (пожалуй, даже интереснее, чем вторая и третья ее части). На одной из них Жижек произносил речь, начинавшуюся так же неортодоксально, как и все, что он делает: «Когда я смотрел «Матрицу» в местном кинотеатре в Словении, мне представилась уникальная возможность сидеть рядом с идеальным зрителем этого фильма — рядом с идиотом». И тут же сравнил картину с тестом Роршаха для философов — каждый может найти в ней свое любимое из мирового философского наследия.

«Киногид извращенца: Идеология» — фильм, но на самом деле лекция. Это о кино, но вообще-то о XX веке, истории, идеологии, желании и болезненности свободы. Тут в кадре то статичный толстяк с бородой (Жижек), то отрывки из известных фильмов, на которые предлагается взглянуть непривычным образом.

Жижек начинает с ленты «Чужие среди нас» Джона Карпентера, объясняя, почему считает ее забытым шедевром Голливуда. Он рассуждает о таких лентах, трактуя их с точки зрения истории, как «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, «Челюсти» Стивена Спилберга, «Темный рыцарь» Кристофера Нолана. Он рассказывает о марксизме и обществе, в котором наслаждение стало обязанностью, о метафизике кока-колы и парадоксе киндерсюрприза. О том, как лучше понять фашизм через «Кабаре» Боба Фосса. О ленте «Я — легенда» Фрэнсиса Лоуренса и искупительной силе фильмов-катастроф, о «Титанике» и «голливудском марксизме» Джеймса Кэмерона. О «Цельнометаллической оболочке» того же Кубрика и непристойности как основополагающем принципе военной машины и, соответственно, очевидности происходившего в Абу-Грейб. О «Последнем искушении Христа» Мартина Скорсезе и атеизме христианства. Наконец, о правильных и неправильных мечтах на примере «Вторых» Джона Франкенхаймера, называя этот фильм еще одним забытым шедевром Голливуда и как бы закольцовывая свое повествование. «Киногид извращенца» интересен тем, кто хочет осмыслять окружающую реальность, а не просто проживать ее.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий