Из лесу, вестимо: в деревне Никола Ленивец пройдет фестиваль «Архстояние»

Запущенный в 2006 году художником Николаем Полисским проект о взаимодействии современной архитектуры с природным ландшафтом быстро обрел популярность и даже перерос сам себя. В этот раз темой фестиваля стала «Архитектура без архитектуры».

Вначале были снеговики

В начале 90-х скульптор и художник Николай Полисский, тогда еще член творческой группы «Митьки», поселился в разрушенной деревне на берегу реки Угры. От занятий живописью он перешел к ландшафтной архитектуре и начал активную художественную деятельность. Изобретения архитекторов Полисский решил реализовывать с помощью селян. Совместно с жителями соседних деревень он лепил армию из 200 снеговиков и возводил стометровый снежный акведук, создавал башни из сена, дров и лозы, воздвиг на берегу Угры «Маяк» — 18-метровое строение из стволов и сучьев, созданное без единого гвоздя. Это привлекло внимание искусствоведов, журналистов и публики. Так, Никола Ленивец обрел ауру творческого кластера, а Полисский получил возможность воплотить в жизнь один из своих главных проектов о взаимодействии современного искусства с ландшафтом.

Архитектура, поражающая воображение

Первый фестиваль «Архстояние» прошел летом 2006 года. «Моя цель была соединить благостность природы и сильные впечатления от искусства, — рассказывает художник. — Представьте: человек идет по лесу, наслаждается природой и вдруг натыкается на безусловное художественное произведение, буквально шокирующее его, абсолютно сумасшедшее, поражающее воображение». Так, гости первых фестивалей прошлись между высоченных деревянных колонн «Границы империи», расставленных посреди поля, увенчанных двуглавыми орлами и утыканных шипами, «покормили» сотню деревянных грачей, занявших склон, спускающийся от церкви к Угре, посетили «Дом над лесом» — избу, построенную на шестиметровых «ногах», забраться в которую можно только по опасной лестнице, и понаблюдали, как топят «Жар-птицу» — десятиметровую двуглавую скульптуру-печку.

Фестиваль быстро обрел популярность: в прошлом году за три дня «Архстояние» посетили 6,5 тыс. человек. Полисский сетует: «Многие объекты утратили непосредственную связь с архитектурой. А очень хочется, чтобы авторы продолжали творить мотивировано, чтобы чувствовали место». По мнению художника, каждый объект фестиваля должен воплощать глубинный смысл и заставлять задуматься, ведь на мелкие объекты даже в большом природном парке места не так уж и много: «Например, Ротонда, дом среди поля, периметр которого целиком состоит из дверей, — это прекрасный архитектурный объект, но это архитектура в чистом виде. А вот «Кроватка», заключенная в могильную оградку, расположенная недалеко от Троицкой церкви и старого деревенского кладбища, вызывает бурю философских переживаний. В этом и заключается ее статус как предмета искусства. Ведь искусство — это больше чем просто красота!»

Не все материально

Тем временем «Архстояние» все больше экспериментирует с проектами на грани архитектуры и искусства. Фокус смещается на организацию простран­ства средствами звука, слова, света и тактильности. В этом году на территории парка появится 19 новых проектов, но далеко не все будут материальными. Один из создателей и реализаторов фестиваля архитектор Антон Кочуркин объяснил, что темой этого года стала «Архитектура без архитектуры»: «Территория фестиваля впервые не растет физически, как раньше, не захватывает новые пространства парка. Вместо этого мы представляем разные взгляды на тему того, что такое культура в лесу. Сегодня изменилось представление о частном и общественном, и архитектура требует более сложных приемов и сильных инструментов выражения идей. Архитектор может использовать гораздо больше инструментов, чем сто лет назад. Стен не нужно — мы работаем с естественными границами, в которых пространство создано разными инструментами».

На фестиваль пригласили художников современного искусства, артистов, музыкантов, кинорежиссеров, театральных инженеров. Как объясняет Антон Кочуркин: «На территории фестиваля их творчество сплавляется в один проект сложного пространственного ощущения. Для нас это эксперимент, открывающий совершенно новые границы, интерпретируя явления городской культуры, помещаемой в сельский ландшафт».

Своими руками, глазами

и ушами

Гости «Архстояния» смогут покрутить шумовые машины — увеличенные копии устройств начала прошлого века, изобретенных Владимиром Поповым для театра и кино. Можно будет покричать в «Вавилонский водопровод» — инсталляцию из лабиринта ПВХ-труб разного сечения, оснащенных динамиками и микрофонами, — чтобы задуматься о разобщенности и искажении смыслов. На пространстве «Огород-компост» зрители неожиданно встретят разговаривающие друг с другом пластиковые муляжи овощей, олицетворяющие идею о возможности полноценной межвидовой коммуникации. Пятидесятиметровую тропинку-батут, появившуюся на прошлом «Архстоянии», оборудуют сенсорами, и танцоры, передвигаясь по ней, создадут свое музыкальное произведение.

«Ротонда» Бродского станет местом сбора поэтов. Вечером в субботу на арт-объекте выступят артисты Школы-студии МХАТ, а в пятницу в рамках проекта «Лично» целый день будут читать стихи друзья поэта и журналиста Линор Горалик. «Проект был придуман мной специально для «Ротонды», то есть для пространства, где так сложно соотносятся «открытость» и «закрытость», — рассказала она. — Каждый из двенадцати поэтов — участников перформанса будет в течение часа выступать перед одним-единственным зрителем (их, соответственно, тоже будет двенадцать). Как именно будет проходить эта встреча, какие тексты будут читаться и какие разговоры вестись, зависит только от поэта и его слушателя».

Из материальных объектов на «Архтстоянии» появятся фонтан, «Кунст­камера» и «Полевая читальня», восемь инсталляций которой представят восемь способов чтения на природе: например, стоя на ветру, через телескоп, среди верхушек деревьев. Как и всегда, в дни фестиваля на территории парка будут оборудованы кемпинг и охраняемая стоянка, откроются кафе, прокат велосипедов и походного оборудования.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий