Грузия обвинила Россию в провокации на границе Южной Осетии
Министерство иностранных дел Грузии в среду направило ноту протеста России в связи с односторонними действиями югоосетинской стороны по изменению границы частично признанной республики. Нота была передана через посольство Швейцарии в Грузии, представляющее интересы России с 2008 года, когда были разорваны дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси. Тема баннеров обсуждалась и на переговорах заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураба Абашидзе, прошедших в Праге в среду.
Хроника конфликта
Грузинский МИД утверждает, что указатели югоосетинской границы были установлены 10 июля на территории, прилегающей к селам Цителубани и Орчосани (первый населенный пункт находится на территории Грузии, второй — в подконтрольном Цхинвалу районе). Однако баннеры были передвинуты российскими пограничниками на 300 м вглубь территории Грузии, пишет «Новости-Грузия». Российские силовики охраняют югоосетинскую границу по двустороннему соглашению, заключенному между Москвой и Цхинвалом еще в 2009 году.
В результате переноса знаков более 10 га пашни и часть нефтепровода Баку — Супса оказались по ту сторону колючей проволоки, утверждает МИД Грузии. Дипломатическое ведомство считает, что такие односторонние действия нарушают ст. 12 соглашения о прекращении огня, подписанного в августе 2008 года. Установка знаков является «провокационными шагами России, направленными на дестабилизацию ситуации», говорится в сообщении из Тбилиси. Во вторник в ситуацию вмешались грузинские активисты: приехали в села Хурвалети и Цителубани и после небольшого митинга снесли баннеры.
Россия претензии отвергает. Карасин в среду объявил, что граница не переносилась, а знаки были установлены пограничной службой России «по распоряжению властей Южной Осетии». Москва полностью разделяет позицию Цхинвала, утверждающего, что работы осуществлялись исключительно на югоосетинской территории. МИД Южной Осетии во вторник заявил, что работы на границе ведет республиканский КГБ, они являются плановыми и начались 1 июля этого года. Информационные знаки устанавливаются на месте старых, которые весной были повреждены с грузинской стороны, и находятся они на территории Южной Осетии, на удалении в 50-100 м от границы, пояснили Интерфаксу в КГБ.
«Эти претензии — не по адресу», — говорится в заявлении МИД по итогам телефонного разговора Карасина и его грузинского коллеги Давида Дондуа. Любые проблемы, связанные с прохождением линии границы, Москва посоветовала обсуждать с югоосетинской стороной. Карасин в среду заявил, что обсуждать этот вопрос надо на двусторонних грузино-югоосетинских переговорах, которые проходят в пограничном селе Эргнети. Представляющий Цхинвал на этих переговорах Хох Гаглойты уже предложил провести внеочередной встречу.
Процесс демаркации границы со стороны Южной Осетии продолжается уже два года, напоминает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев. Проблема в том, что Южная Осетия при ее проведении ссылается на административные границы, которые были у автономной области в составе Грузии, но та линия проводилась без особой точности, могла пересекать границы землевладений, что уже приводило к конфликтам летом 2013 года. Грузия от участия в процессе отказывается, опасаясь, что это могут понять как признание независимости, указывает эксперт.
При односторонней демаркации границы спорные моменты ведущая эти работы сторона трактует в свою пользу, говорит РБК замруководителфя информационно-аналитического центра МГУ Александр Караваев.
Источник: РБК daily