ФНС кардинально меняет порядок разрешения споров с налогоплательщиками

ФНС кардинально меняет порядок разрешения споров с налогоплательщиками. 3 августа вступают в силу поправки к Налоговому кодексу, согласно которым, прежде чем подавать на фискалов в суд, истец должен попробовать разрешить спор в вышестоящем налоговом органе. Опыт показывает, что система работает.

Обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров частично уже действует. С 2009 года в случае несогласия с решениями камеральных и выездных проверок налогоплательщики должны подавать жалобы в вышестоящие инспекции, и только если это не помогает, идти в суд. Результаты не заставили себя ждать: по данным Высшего арбитражного суда, количество налоговых споров в судах снижается на 17% в год и с тех пор сократилось почти вдвое. Примерно на 10% в год сокращается и количество жалоб от налогоплательщиков: если в 2009 году их было около 70 тыс., то в 2012-м — менее 50 тыс. (см. диаграмму). «Это, во-первых, значительно «разгрузило» суды, во-вторых, налогоплательщики восстановили свои нарушенные права в значительно более короткие сроки», — отмечает руководитель налоговой практики юрфирмы Sameta Людмила Баталова.

В 2012 году нововведение было решено распространить и на все остальные споры с фискалами: например, о взыскании «лишних» налогов или невозврате «излишне уплаченных». При разработке законопроекта налоговики опирались на опыт Франции и Нидерландов, где досудебное обжалование является обязательным. В этих странах до суда, как правило, доводится не более 10% споров — остальные удается разрешить в административном порядке.

В декабре прошлого года российский законопроект был внесен в Госдуму. В июне нынешнего он был принят в третьем чтении, а 2 июля — подписан президентом. Закон принимался сложно, признается замглавы ФНС Сергей Аракелов: «Было достаточно сильное лобби ряда юристов, не заинтересованных в новом порядке. Им было выгодно иметь много бесспорных дел, по которым они могут дать клиентам гарантии выигрыша. И когда стало понятно, что у них отнимают этот кусок хлеба, что ФНС самостоятельно будет пересматривать спорные дела, они забеспокоились».

В последние годы налоговики стали меньше придираться к формальностям, сформировался состав судей, компетентных в налоговых вопросах, сроки рассмотрения дел выдерживаются, произвола в судах нет, стало возможно предсказывать, в чью пользу будет рассмотрено дело, констатирует партнер BDO в России Виталий Иваненко. В прошлогоднем рейтинге Doing Business от Всемирного банка в разделе «Налоговое администрирование» Россия переместилась вверх сразу на 41 строчку — со 105-й на 64-ю (всего в рейтинге 185 позиций). Впрочем, судьи по-прежнему занимают пробюджетную позицию и склонны соглашаться с налоговой, а не с налогоплательщиками, отмечает г-н Иваненко. Учитывая довольно пессимистичные прогнозы по экономическому росту и бюджетному дефициту, такая установка в судах сохранится, полагает он.

От поправок в Налоговый кодекс выиграют прежде всего налогоплательщики, убежден г-н Аракелов. Новый закон ускоряет рассмотрение жалоб до 15 дней (для сравнения: в зарубежной практике этот срок варьируется от одного до 12 месяцев, до года может тянуться и рассмотрение налогового спора в российском суде), налогоплательщикам не нужно тратиться на судебную защиту, а решение по жалобам исполняется быстрее, чем судебный акт. Кроме того, процедура подачи жалобы гораздо менее формализована, и при досудебном обжаловании отсутствуют репутационные риски, перечисляет достоинства закона замглавы ФНС.

Срок на подготовку апелляции увеличивается с десяти дней до одного месяца. «Зачастую налогоплательщикам не хватало времени на тщательную подготовку жалобы, что во многих случаях делало процедуру апелляции лишь формальностью, необходимой «ступенькой» перед обращением в суд, — говорит Людмила Баталова. — Теперь у налогоплательщика есть месяц, и он может подготовить качественную правовую позицию для защиты своих интересов в вышестоящем налоговом органе».

Со вступлением закона в силу количество жалоб резко вырастет, ожидают в ФНС (в 2009 году оно увеличилось на 30%). «Но в дальнейшем их будет становиться меньше в связи с выработкой единой позиции по спорным вопросам», — уверен Сергей Аракелов. Теперь, если вышестоящий налоговый орган удовлетворит жалобу, в следующий раз инспекция вряд ли вынесет подобное спорное решение, соглашается г-жа Баталова.

В налоговой прогнозируют, что в результате введения обязательного досудебного обжалования всех налоговых споров количество судебных дел сократится более чем в два раза.Источник: РБК daily

2 комментария

Добавить комментарий