Еще чуть-чуть, и литр бензина будет стоить 32,5 рубля

На нефтепродуктовом рынке сложилась нетипичная ситуация: за последний месяц цены на топливо на биржевых площадках выросли на 20—30%, или в среднем на 5 руб. за литр. Впрочем, гендиректор ГК «Трасса» Олег Алексеенков пока не видит причин для паники: рентабельность бизнеса остается на вполне приемлемом уровне. Он уверен, что рост в рознице неизбежен, но будет умеренным — на 1—1,5 руб. за литр.

Ситуация на топливном рынке близка к критической, считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В течение месяца нефтепродукты на биржах подорожали на 20—30%. «Случай беспрецедентный. Такого роста не было никогда», — утверждает он. По мнению г-на Аркуши, произошло это из-за несбалансированности рынка: спрос не удовлетворяется суще­ствующим предложением. Глава топливного союза не исключает, что любой сбой — увеличение экспорта бензина или авария на крупном заводе — может приве­сти к повторению ситуации весны 2011 года (топливный кризис, вызванный дефицитом нефте­продуктов, и рост цен на них).

В переводе на литр бензин в опте подорожал на 5 руб. на биржевых площадках, подтверждает РБК daily гендиректор ГК «Трасса», объединяющей сеть АЗС в Подмосковье, Олег Алексеенков. «Розничный рынок находится в шоке. Никто не ожидал такого сильного скачка в опте», — говорит он.

По словам г-на Алексеенкова, иначе как истерикой ситуацию на рынке назвать невозможно. Панику подогревает и тот факт, что в сентябре может быть закрыт на ремонт Московский НПЗ и его продукция временно прекратит поступать в регион. В итоге на биржах можно наблюдать классическую ситуацию спекулятивной активности: одни и те же лоты в течение дня могут быть перепроданы несколько раз.

Ожидать, что розничные цены также в скором времени прибавят 5 руб. на литр, не стоит, говорит Олег Алексеенков. «В этом году была такая же необычная весна», — вспоминает он. Обычно именно на весенний период приходится рост цен на нефтепродукты, но в этот раз получилось все наоборот. За март—май оптовая стоимость топлива упала в среднем на 2 руб. «Тогда наценка на бензин была очень хорошей — в районе 40%», — вспоминает гендиректор ГК «Трасса». И даже сейчас, при росте оптовых цен, рентабельность бизнеса сохраняется на уровне 23—24%. «Это норма», — уверяет г-н Алексеенков.

«Точка безубыточности на АЗС — это наценка в 15%. А 20% для частного бизнеса — это точка беспокойства. И то, что она снизилась с 40 до 20% за короткий период, действительно вызывает опасения», — говорит г-н Алексеенков. По его расчетам, стоимость бензина в ближайшем будущем может повыситься на 1—1,5 руб., то есть цена на АИ-95 будет в районе 32—32,5 руб. за литр. «ЛУКОЙЛ уже практически скорректировал цены. Все остальные компании, скорее всего, немного подтянутся к этим ценам», — говорит он.

Олег Алексеенков полагает, что необходимости в регулировании цен нет. Такую практику активно применяли чиновники в 2010—2012 годах, и ни к чему хорошему это не привело. «Регулирование необходимо там, где рынок проявляет несовершен­ство или искусственно подогревается», — добавил он. И полагает, что коррекция цен вниз также вполне вероятна в текущей ситуации.

Согласно мониторингу ФАС, средневзвешенная цена на автобензины в оптовом сегменте выросла у отдельных компаний до 1,2 тыс. руб. за тонну, на бирже рост был более значительным, так как биржевые цены подвержены более резким колебаниям, говорит начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Текущий рост оптовых цен он связывает со снижением накопленных запасов и увеличением спроса на нефтепродукты, а биржевых — «ажиотажным спросом, спекулятивными факторами».

По мнению г-на Махонина, сейчас необходимо откорректировать производственную политику компаний, накопить необходимые запасы топлива, а также решить вопрос с поставкой по приемлемой цене топлива из Белоруссии.

Белорусы продают свое топливо на российских биржах (в рамках нефтяного баланса на третий квартал) исходя из цен, которые сложились на европейских площадках. Но в течение месяца стои­мость их товара была выше, чем российского, и, соответственно, спрос был невысоким. В результате вместо России бензин уходил на другие рынки, а российские нефтяники, в свою очередь, тоже начали повышать цены (см. РБК daily от 23.07.13). Между тем, по словам Дмитрия Манохина, ФАС сейчас не видит причин для роста розничных цен.

Управляющий директор СПбМТСБ Павел Строков говорит, что на бирже в июле был зафиксирован максимум по продажам бензинов в 2013 году: «В июне было реализовано 274 тыс. т бензина АИ-92, на 26 июля — уже 335 тыс. т. Аналогичная ситуация и по АИ-95 — 66 тыс. и 106 тыс. т соответственно». При этом, по его словам, июль — первый месяц действия совместного приказа ФАС и Минэнерго о минимальных объемах продаж нефтепродуктов на бирже. «Все нефтяные компании предоставили планируемые объемы реализации бензинов, почти все планы были перевыполнены», — говорит г-н Строков. В начале августа по поручению Минэнерго СПбМТСБ проведет детальный анализ структуры биржевых продаж нефтяных компаний.

Представитель Минэнерго сказал, что все АЗС страны обеспечены бензином, дефицит топлива отсутствует. По состоянию на 24 июля ситуация с обеспечением топливом субъектов стабильна, а запасы накоплены на период от десяти суток и более.

В ЛУКОЙЛе не говорят, как изменит цены на АЗС компания в ближайшее время. Получить комментарии в «Роснефти» не удалось, «Газпром нефть» не стала комментировать ситуацию.

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий