«Донна Флор» на сцене «Ленкома»
Художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров считает, что любой новый спектакль, даже драму, надо ставить с настроением: «А сыграем-ка мы сейчас анекдот». Вот и петербургский режиссер Андрей Прикотенко, представивший второго февраля в «Ленкоме» премьеру по роману классика бразильской литературы Жоржи Амаду «Дона Флор и два ее мужа», руководствовался, похоже, этим же режиссерским принципом. В результате получился сущий анекдот — по счастью, не пошлый.
В романе с подзаголовком «История о нравственности и любви», опубликованном Амаду в 1966 году, действует более 300 персонажей, почти половина из них — реальные лица. На сцене «Ленкома» ограничились тридцатью актерами, в основном молодыми, среди известных — Андрей Леонов, Анна Большова. На роль Доны Флор выбрана Елена Есенина — певица и психолог родом из Рязани, принятая в 2012 году в труппу театра. Очень красивая — что и требуется для этой странной истории, произошедшей в «Баии, где невероятное ни у кого не вызывает удивления».
У молодой Доны Флор внезапно умирает муж (Семен Шкаликов), тоже человек не старый, — танцуя самбу на карнавале. Был он аферист, развратник и прекрасный любовник. Но это не самое странное. Через семь лет после его смерти Дона Флор выходит замуж за скучного, заботливого фармацевта Теодоро (Дмитрий Гизбрехт), продолжая тосковать по почившему супругу, который вдруг является к ней с того света. Теперь у Доны Флор два мужа, и она ими очень довольна.
Бразилию середины XIX века изобразил в Ленкоме петербургский тандем — художники Ольга Шаишмелашвили и Петр Окунев. А для постановки танцев пригласили «тяжелую артиллерию» — известного балетмейстера Сергея Грицая, тоже из Cеверной столицы. Зрелище получилось яркое, пестрое, радостное. Почти мюзикл — под живой оркестр поют «Ночь. Улыбка уснувших небес». По сцене ездит мотороллер, сверху падает диван — при появлении матери Доны Флор, в душе истинной тещи. Ее роль исполняет Наталья Щукина, но в программке заявлена и Татьяна Кравченко — тогда фирменный ленкомовский юмор проявится в полной мере.
А когда Елена Есенина (Флор) стоит обнаженная на сцене (лишь в перьях la бразильский карнавал), понимаешь, что Прикотенко не забыл еще одну заповедь Захарова: «Важным в пьесе является наличие женских ролей». В общем, золотые блестки с потолка, мишура, летящая в зрительный зал, — о чем еще можно мечтать на День святого Валентина?Источник: РБК daily