Дальний Восток будет развиваться с прицелом на Китай
Александр Галушка, занявший пост главы Минвостокразвития полтора месяца назад, празднует первую победу. Белый дом одобрил его предложения по развитию Дальнего Востока и передал его министерству часть функций других ведомств. Экономику проблемного региона решено сориентировать на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в особенности в Китай.
Курс на Азию
Существующие механизмы экономического роста Дальнего Востока так и не заработали, отметил глава кабмина Дмитрий Медведев на вчерашнем заседании правкомиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока в Комсомольске-на-Амуре. Из трех предложенных моделей развития с ориентацией на местный рынок объемом 90 млрд долл., рынок европейской части России объемом 1,5 трлн долл. или рынок стран АТР объемом 50 трлн долл. наиболее привлекательной является последняя. «Расстояние от Пекина до Хабаровска в разы меньше, чем до Москвы, и это дает преимущество», констатировал премьер-министр.
Он дал понять, что не обойтись без привлечения гастарбайтеров: «Мы не должны нервировать наших людей, но мы должны все-таки давать работоспособные модели развития Дальнего Востока, а не построенные на иллюзиях о том, что мы перевезем 20 млн человек из европейской части нашей страны или за несколько лет нарастим численность собственного населения Дальнего Востока. Это очень сложно».
ВРП Дальнего Востока менее 5% ВВП России, привел статистику Александр Галушка: «В таком маленьком рынке обеспечить опережающее развитие невозможно… При этом Дальний Восток находится в новом очаге экономического развития АТР, ВВП которого составляет более двух третей мирового ВВП». Ежегодный импорт семи крупнейших стран региона — около 6 трлн долл., в том числе несырьевого 4,9 трлн. «Тот импорт, который уже есть по факту в АТР и будет расти, это потенциальный экспорт производств, которые могут разместиться на Дальнем Востоке. Примерные расчеты показывают, что, если 2% объема импорта стран АТР будут экспортироваться с Дальнего Востока, это минимум удвоение ВРП, хотя на самом деле гораздо больше», заявил Галушка. Экспортировать из региона в первую очередь планируется продовольствие, химическую продукцию и электричество.
Три революции
Чтобы китайская модель заработала, Минвостокразвития предлагает провести три революции. Первая это создание специальных территорий развития (технопарков, особых экономических зон и т.д.).
Вторая изменение механизмов работы самого Минвостокразвития. От Минрегиона к нему перейдут полномочия по развитию Дальнего Востока, а от Минэкономразвития по управлению ОЭЗ.
Третья — смена формата работы институтов развития. Фонд развития Дальнего Востока должен заработать по новой модели. «На рубль, который вкладывает фонд, должно приходиться от 5 до 10 руб. частных инвестиций. Речь идет о том, чтобы фонд работал как фонд фондов и фокусировался на работе с международными фондами», заявил глава Минвостокразвития. Для этого предлагается докапитализировать фонд до 100 млрд руб. и преобразовать в АО или НКО.
Будут созданы три новые структуры. Первая — агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Оно попробует скопировать успешный опыт Калужской области, рассказал полпред в ДФО Юрий Трутнев, отвечая на вопрос РБК daily. Две другие корпорация развития ДФО («для координации выполнения гарантийных обязательств по инфраструктуре») и агентство по развитию человеческого капитала («для содействия в подготовке и привлечении персонала»), следует из материалов к заседанию (имеются в распоряжении РБК daily).
Минфин против
Предложения Минвостокразвития по развитию Дальнего Востока встретили возражения других министерств. Минэкономразвития и Минрегион не хотят отдавать ведомству Александра Галушки часть своих полномочий. А Минфин выступает против создания новых структур.
Создание новых институтов развития требует финансово-экономического обоснования, говорится в письме замминистра финансов Леонида Горнина в Минвостокразвития (копия есть у РБК daily). Их создание «следует рассматривать в рамках одной организации, что позволит избежать «размывания» ответственности и выделяемых средств, обеспечить маневренность в управлении финансовыми ресурсами», полагают в Минфине.
Ведомство ставит под сомнение и саму необходимость новых структур. Функции агентства по привлечению инвестиций носят в основном организационный и представительский характер, их может выполнять и само Минвостокразвития, говорится в письме. Более того, лучше, если в переговорах с иностранными инвесторами будут участвовать представители ведомства Александра Галушки вместе с региональными властями, чем представители бюджетного или автономного учреждения, уверены в ведомстве Антона Силуанова.
Основная часть функций агентства по развитию человеческого капитала находится в компетенции Роструда и региональных властей, приводит довод против другой идеи г-на Галушки замминистра финансов. «Полагаем, что решение задачи привлечения трудовых ресурсов в большей степени зависит от уровня оплаты труда и социального обслуживания населения», — пишет Леонид Горнин.
Корпорация развития ДФО должна финансироваться не за счет непрерывной докапитализации, а за счет возврата ранее инвестированных средств, продолжает он. Возможное участие зарубежных партнеров в ее капитале и управлении в Минфине считают опасным, поскольку оно «может привести к утечке важной информации».
«Реализация предложений Минвостокразвития России по созданию разветвленной системы институтов развития Дальнего Востока может создать прецедент для иных территорий Российской Федерации с недостаточным уровнем социально-экономического развития», — предупреждает чиновник Минфина.
Передел полномочий
Минрегион и Минэкономразвития в своих письмах (копии также имеются в распоряжении РБК daily) предупреждают о нецелесообразности передачи части своих функций министерству Александра Галушки. Минрегион согласился уступить лишь три из них: функцию госзаказчика ФЦП, координацию отбора и реализации инвестпроектов и предоставление субсидий из федерального бюджетам регионов. Все остальные полномочия Минрегион хочет оставить за собой, в противном случае потребуется внесение изменений в Градостроительный кодекс и нормативно-правовые акты, регулирующие территориальное планирование. Это затормозит процесс планирования, приведет к срыву его сроков, а также нарушит цельность и единство политики и методологии стратегического планирования, предупреждает глава Минрегиона Игорь Слюняев.
Замглавы Минэкономразвития Олег Савельев в своем письме указывает, что передача функций управления ОЭЗ на Дальнем Востоке (их две, еще одна создается) противоречит российскому законодательству: они находятся в исключительном ведении ведомства Алексея Улюкаева. А вопрос о создании новых структур по развитию ДФО сначала надо проработать в специальной рабочей группе при правкомиссии, настаивает г-н Савельев.
Окончательное решение по предложениям Александра Галушки правительство примет до апреля 2014 года.
История вопроса
Минвостокразвития, созданное в мае 2012 года для реанимации региона, при прошлом руководителе Викторе Ишаеве не смогло оправдать ожиданий и в конце прошлого года получило строгий выговор от Владимира Путина за то, что не подготовило вовремя программу развития Дальнего Востока.
Ведомство пыталось внести в Белый дом этот документ несколько раз: сначала были сильно завышены суммы финансирования программы, затем документ был вновь переписан, но снова с изъянами. В начале осени Кремль принял решение поменять топ-менеджмент региона. Новым полпредом в ДФО был назначен Юрий Трутнев, а главой Минвостокразвития — Александр Галушка.
Источник: РБК daily