Чиновники объявили начало трудных времен

Российская экономика вступила в фазу стагфляции (стагнации и высокой инфляции), и в ближайшие годы из этого состояния не выбраться. Таково расхожее мнение, озвученное сегодня многими российскими чиновниками экономического блока на проходящем в РАНХиГС Гайдаровском форуме.

Развитие российской экономики впервые вошло в противофазу с развитием мировой, констатировал министр экономического развития Алексей Улюкаев: «В лучшем случае мы демонстрируем 2,5% (роста), когда у мира – 3,5% процента». Низкие темпы роста могут сохраняться в России до 2015 года, прогнозирует он.

Министр финансов Антон Силуанов отметил, что рост ВВП на 3% в текущем году, заложенный в основу бюджета, — очень амбициозная задача. Основной из внешних рисков ее выполнения – ценовой. На этот год бюджет сверстан исходя из цены 101 долл. за баррель. Но рост спроса на нефть, скорее всего, будет скомпенсирован увеличением ее предложения в связи с наращиванием нефтедобычи в США, Канаде и странах ОПЕК, полагает глава Минфина. Нефть вполне может подешеветь до 90 и даже 80 долл. за баррель, а это прямо ведет к изменению параметров бюджета, подчеркнул он.

Такое развитие событий считает вполне вероятным в ближайшие годы и вице-президент BP в России Владимир Дребенцов. «Это может случиться уже в 2014-м, но мне кажется, ОПЕК не допустит столь резкого спада, — заявил он РБК daily. – Я бы оценивал вероятность удешевления нефти до 80 долл. за баррель в этом году не более чем в 5%».
В любом случае к снижению цен на энергоносители надо быть готовым заранее, призвал Силуанов. В частности, сверхдоходы от дорогой нефти надо направлять в Резервный фонд, придерживаться консервативного подхода к бюджетному планированию.

Глава Минфина признал, что опыт программно-целевого бюджетирования – «не совсем удачный». Госпрограммы по сути оказались модернизированными ФЦП, а идеология их введения была другой, напомнил он. «Придется серьезно перестраивать этот институт», — констатировал министр.

По его словам, доля ВВП, перераспределяемая через бюджет (сейчас через консолидированный бюджет проходит 36-37% ВВП, в том числе 19-20% — через федеральный) в ближайшее время будет сокращаться в связи со сжатием доли нефтегазового сектора. К 2030 году доля нефтегазовых доходов в общей сумме бюджетных доходов сократится с «примерно половины» (в абсолютном выражении – 9,7% ВВП) на 6 п.п.

В этих условиях России придется повышать сбор налогов, но не за счет увеличения налоговых ставок, а за счет сокращения теневого сектора, который налогов пока вообще не платит.

Первый зампредседателя Центробанка Ксения Юдаева отметила, что 2013 год ознаменовался я резким замедлением роста не только в России (до 1,4%), но и во многих других развивающихся странах: Мексике, Бразилии, Индии. По ее словам, важным вызовом в прошлом году стала стагфляция – сочетание торможения роста со всплеском инфляции.

По мнению Юдаевой, специфика замедления российской экономики заключается прежде всего в завершении ценового суперцикла (снижении мировых цен на энергоносители, металлы и другие товары российского экспорта) и усилении демографического фактора: на смену многочисленному поколению 80-х годов на рынок труда начинает выходить малочисленное поколение 90-х, а многочисленное поколение 50-х, наоборот, выходит на пенсию.

Стимулировать экономический рост снижением процентных ставок в условиях стагфляции затруднительно, уверена Юдаева, поэтому главными приоритетами регулятора являются снижение инфляции и инфляционных ожиданий, что даст доступ к длинным деньгам.

По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, российская экономика пребывает в «состоянии ровности». «Оно очень опасно для нас, — признал он. — Может быть, депрессия в экономике даже позитивнее». По мнению Шувалова, России нужно повышать эффективность трат, «не залезая в резервные фонды». В текущей ситуации у России есть доступ к дешевым займам. «Но мы считаем это рискованным», — отметил чиновник.

По мнению главы Сбербанка Германа Грефа, в России очень сильные и опытные министры экономики и финансов, а темпы роста экономики очень низкие. Поэтому он призвал не ставить перед страной чересчур амбициозных целей: «Результат будет один и тот же, какую бы команду мы ни посадили во главе».

Лидирующих секторов, привлекательных для инвестиций, сейчас не просматривается ни в финансовом, ни в реальном секторах экономики, сказал РБК daily председатель наблюдательного совета ВТБ, экс-глава Центробанка Сергей Дубинин. «Оценки рисков инвестиций во все сектора достаточно высоки», — добавил он. По его мнению, в ближайшие три-четыре года российскую экономику ждет стагфляция.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий