Банки не верят в Media Markt

Как стало известно РБК daily, пилотный проект сети супермаркетов Media Markt по кредитованию покупателей находится под угрозой срыва. Банки не желают работать через уполномоченного брокера торговой сети. Media Markt привлек топ-менеджера с опытом работы в POS-кредитовании, чтобы спасти проект и нарастить продажи в долг: пока доля доходов от них в обороте компании не превышает 10%, что в полтора-два раза ниже, чем у конкурентов.

Пилотный проект по выдаче кредитов разными банками на покупку техники в своих магазинах через «одно окно» Media Markt начал реализовывать еще в апреле этого года (см. РБК daily от 09.10.13). Немецкий ритейлер не сообщал, кого привлек в качестве кредитного брокера, однако, по информации РБК daily, им стала компания «Финансовое агентство». Кредиты на покупку техники в магазинах предоставляют пять банков, но участвовать в «пилоте» согласились только три кредитные организации: ОТП Банк, «Ренессанс-Кредит» и Русфинанс Банк.

В Media Markt обещали, что перечень банков будет расширяться, однако после проведенных переговоров многие кредитные организации отказались в нем участвовать. Как рассказали РБК daily источники, близкие к Media Markt, в проект не пришли такие лидеры POS-кредитования, как Альфа-банк, Хоум Кредит Банк и «Сетелем».

О том, что кредитный проект торговой сети находится под угрозой срыва, РБК daily сообщили сразу в трех крупных розничных банках. В Media Markt и компании «Финансовое агентство» от комментариев отказались.

По словам банкиров, отказ от участия в проекте в первую очередь объясняется ситуацией на рынке POS-кредитования. Принятие закона «О потребительском кредите», который дает Банку России право регулировать ставки кредитам, приведет к тому, что банки будут вынуждены ограничить высокомаржинальный розничный бизнес. А возможное повышение нормативов резервирования по потребкредитам в следующем году вообще ставит под вопрос существование бизнеса банков, зарабатывающих на таком кредитовании. «Многие банки сейчас ужесточают требования, предъявляемые к заемщикам, снижают уровень одобрения заявок, а Media Markt рассчитывает на увеличение продаж через кредиты, — на условиях анонимности рассказал источник РБК daily, близкий к проекту. — В этом смысле ритейлер занялся реализацией проекта в не очень удачное для такого вида кредитования время».

Вторая причина, по которой банки не хотят сотрудничать с ритейлером в этом проекте, — наличие брокера для выдачи кредитов. Как утверждают участники рынка, компания «Финансовое агент­ство» хотя и взаимодействовала с Media Markt ранее, опыта в реализации подобных проектов не имеет, а его сотрудники не умеют продавать кредиты. «Живая конкуренция среди сотрудников разных банков в конечном итоге играет на руку покупателю, который может выбрать наиболее выгодные для себя условия, но когда продавец один, конкуренция сходит на нет», — утверждает знакомый банкир. Он добавляет, что квалифицированному сотруднику банка проще определить среди потенциальных заемщиков мошенника или просто неадекватного человека, а брокер, не отвечающий за последствия, будет выдавать займы всем подряд, что чревато ростом просрочки в банке.

По информации РБК daily, примерно полтора месяца назад курировать взаимоотношения с банками Media Markt пригласил Баира Бальжинимаева, который ранее работал в «Сетелеме» и Хоум Кредит Банке. Г-н Бальжинимаев имеет большой опыт в построении партнер­ских отношений в POS-кредитовании, и, очевидно, именно с его помощью немецкий ритейлер рассчитывает спасти свой кредитный проект.

По оценкам экспертов рынка, доля средств от продажи товаров в кредит в среднем составляет 8—10% от годового оборота Media Markt. В 2012 году выручка компании составила 41 млрд руб. без НДС. Как отмечают собеседники РБК daily, для сегмента аудитории, в котором работает немецкий ритейлер, доля кредитования довольно низкая из-за того, что ранее компания серьезно это направление не развивала. У его конкурента, который продает технику потребителям в схожем ценовом сегменте, — «Эльдорадо» — доля средств от продажи товаров в кредит превышает 20% годового оборота (в 2012 году оборот составил 95,3 млрд руб. без НДС). У крупнейшего торговца бытовой техники и электроники — «М.Видео» эта доля составляет 14—15% от оборота (в 2012 году — 133,6 млрд руб. без НДС).

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий