Звуки бу: на «Винзаводе» сыграют музыку будущего

В рамках проекта «Платформа» с 22 ноября по 1 декабря пройдет фестиваль «Будущая музыка». Большинство произведений написано специально для фестиваля — под кураторством Александра Маноцкова современные российские композиторы размышляли о грядущем.

«Внук пирата»

Состав «Будущей музыки» получился представительным: исполнят произведения практически всех заметных действующих композиторов, начиная от Владимира Мартынова и заканчивая Борисом Филановским. «Само понятие «музыка будущего» — это оксюморон, — отметил куратор фестиваля Александр Маноцков. — Музыка не суще­ствует в оси времени — она всегдашняя. Скорее, это некая игра, которую я предложил композиторам».

Результаты оказались крайне разнообразными. Петр Поспелов представил музыку будущего в качестве синтеза разных культур. На фестивале покажут сцену из его оперы «Внук пирата». «Я предположил, что в 2060 году российская армия прекратит свое существование: на ее место придет небольшой международный контингент войск, который будет охранять порядок, — рассказал Поспелов. — Это будут люди разных национальностей, которые принесут свои традиции и культуру: из скрещения их и возникнет новая музыка. Например, в интродукции к опере немецкий солдат Уве будет петь нечто, напоминающее Шуберта, а итальянец Марчелло — канцону, причем в духе Сан-Ремо, такого макаронного толка. Главным героем станет внук сомалийского пирата из племени исак, а героиней — русская девушка».

Новый мир и хрустальные чаши

Сергей Загний представит проект «Музыка для нормализации дыхания» — изначально планировалось, что целительное сочинение для блок-флейт нужно слушать лежа на шести кушетках, окруженных колонками, но потом решили, что формат не очень практичный. В отдаленной перспективе музыка будет создаваться не для концертов, а для иных способов презентации — вроде тех же кушеток, считает композитор. Впрочем, музыкотерапию и так используют для лечения давно и успешно.

В программу вошло также сочинение Владимира Мартынова Opus Prenatum, уже игравшееся этой осенью в клубе «Дом». «Конец света произошел, но мы этого по своей тупости не осознаем, продолжаем жить по инерции в умершем мире, — говорит Мартынов. — Суть опуса в том, что мы учимся читать по слогам тот новый мир, в котором мы оказались». Учиться будут сам автор, ансамбль Opus Posth под руководством скрипачки Татьяны Гринденко и художник Гермес Зайготт, которому досталось играть на хрустальных чашах.

Вечное возвращение

Совместный аудиовидеопроект подготовили Сергей Нев­ский и Антон Васильев. На двух экранах будет демонстрироваться нарезка из главных ужасов российской жизни, коими, по мнению создателей, в частности, являются избиение демонстрантов и геев, а также инаугурация Владимира Путина. В саундтрек этих роликов вплетены звуки гимна России (за осквернение которого, как известно, предложили недавно сажать на год депутаты Госдумы). «Этот проект, как и последний фильм Киры Муратовой, называется «Вечное возвращение», — рассказывает Невский. — Суть в том, что над страной всю жизнь довлеет идея стабильности, и для того чтобы попасть в будущее, нам каким-то образом нужно ее преодолеть, преодолеть настоящее».

На последнем концерте фестиваля исполнят музыку недавно умершего композитора-авангардиста Георгия Дорохова — прозвучит пьеса «Рондо», целиком состоящая из индустриальных шумов. Одну из идей Дорохова постарался развить в своем произведении Кирилл Широков. Будущая музыка, по Дорохову, должна возникнуть вне каких-то наработанных за историю прин­ципов и даже того, что принято под этим словом понимать. Оттолкнувшись от этой идеи, Широков написал пьесу для шести исполнителей, стереосаундтрека и видео — ее также сыграют на закрытии фестиваля.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий