Заправки на биржу

Вслед за «Газпром нефтью» и ЛУКОЙЛом «Роснефть» собирается реорганизовать сбытовой бизнес и выделить его в отдельную компанию. Госкомпания может пойти дальше: она планирует привлечь в нее партнеров и не исключает проведение ее IPO. По оценкам экспертов, сбытовой бизнес «Роснефти» может стоить более 1 млрд долл.

«Мы планируем выделение сбытовых сетей в отдельное бизнес-направление с привлечением партнеров и возможным выходом на IPO», — заявил президент «Роснефти» Игорь Сечин, выступая на Петербургском экономическом форуме. По его словам, планируется превратить «Роснефть» в «стратегический энерготехнологический и операционный холдинг с четким структурированием бизнес-процессов», сейчас эта модель прорабатывается для сегмента нефтепродуктообеспечения. Деталей он не раскрыл.

Федеральная антимонопольная служба давно выступает за выделение в отдельные юрлица розничных, мелкооптовых, крупнооптовых подразделений, говорит руководитель управления службы Дмитрий Махонин. По его словам, это даст новый импульс для развития рынка, потому что повысится конкуренция, в том числе упростится доступ независимых сетей АЗС к продукции нефтебаз, а также будет способствовать тому, что выделившиеся розничные сети будут покупать нефтепродукты у разных поставщиков. Эта инициатива заложена в законопроекте ФАС об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов, который запрещает компаниям, занимающим доминирующее положение (более 35% рынка), совмещать оптовую и розничную торговлю бензином или дизтопливом, напоминает Махонин.

В рамках работы по утверждению торговых политик нефтяных компаний ФАС договорилась с «Газпром нефтью» и ЛУКОЙЛом об обособлении видов деятельности, добавляет он. «Газпром нефть» в феврале 2014 года завершила реорганизацию сбытового бизнеса, объединив весь мелкий опт в «Газпромнефть — Региональные продажи», а розничный бизнес остался у трех «дочек» на Северо-Западе, Урале и в Новосибирске. Представитель «Газпром нефти» не стал вчера комментировать дальнейшие планы, а представитель ЛУКОЙЛа сказал, что о них говорить преждевременно.

С выделением сбытовых сетей этот бизнес становится более прозрачным, а ценообразование — более понятным, отмечает директор аналитической компании Small Letters Виталий Крюков. Иностранные компании уже давно выделяют сбытовые сети, а также проводят размещение их акций, добавляет эксперт. Норвежская Statoil в октябре 2010 года провела IPO своего подразделения Statoil Fuel & Retail, летом 2012 года эту компанию купил канадский ритейлер Alimentation Couche-Tard. А в феврале 2014 года стало известно, что китайская Sinopec собирается продать до 30% подразделения, обслуживающего более 30 тыс. АЗС в стране.

Исходя из количества АЗС «Роснефти» (около 2400 в России), ее сбытовой бизнес может стоит более 1 млрд долл., считает Крюков.

 

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий