Худрук театра «Глобус» Доминик Дромгул — о Шекспире, его публике и епископах на горшках
В рамках Шекспировского театрального фестиваля, огранизованного арт-объединением CoolConnections, в Москве и Санкт-Петербурге показывают видеозаписи лучших спектаклей по пьесам классика. Художественный руководитель театра «Глобус» ДОМИНИК ДРОМГУЛ привез в столицу видеоверсию своего спектакля «Генрих V» и после просмотра рассказал корреспонденту РБК daily ТАТЬЯНЕ ФИЛИППОВОЙ, как театр, на подмостках которого когда-то выступал Шекспир, будет отмечать 450-летие со дня его рождения.
— Доминик, то, что сделали операторы, снимавшие «Генриха V», невероятно. Когда армия англичан ринулась в пролом в стенах осажденного французского города, было полное ощущение, что находишься в зале и окровавленные бойцы выпали из пробоины прямо на зрителя. Как удалось этого достичь? Обычно при видеозаписи эффект присутствия теряется.
— Над записями спектаклей трудилась маленькая группа очень одаренных режиссеров, которые много работали в оперных театрах. Они хорошо представляют себе, как нужно использовать камеры, чтобы поймать движение на сцене. Это довольно кропотливая работа — во время съемки каждого эпизода оператор получал лист бумаги с указаниями, куда ему следует направлять камеру на той или иной реплике. Иногда количество таких подсказок доходило до полутора тысяч.
— Спектакль начинается с брутальной сцены — отцы церкви ведут важный разговор, как бы это сказать… в общем, сидя на горшках. Это дань театру времен Шекспира или современному театру, в котором публику все время надо удивлять?
— Иначе сцена была бы занудной — представьте себе, что перед вами сидят два епископа и долго что-то обсуждают. Вы говорите себе: «Господи, когда же они закончат?» Я просто хотел развернуть действие в человеческую плоскость, показать, что даже епископам ничто человеческое не чуждо.
— В «Глобусе» зрители в партере стоят, как во времена Шекспира, актеры подходят к ним очень близко, иногда буквально разговаривают с ними. Публика сегодня воспринимает спектакль так же, как четыре сотни лет назад, или она другая по своим реакциям? Уже не подбадривает актеров криками, как это происходит в вашем фильме?
— Думаю, что в архитектуре «Глобуса» есть волшебство, и оно заставляет людей вести себя определенным образом. Само здание аккумулирует энергию, которая заряжает людей, и они начинают разговаривать, смеяться, спорить о чем-то. Стоя плечом к плечу, люди чувствуют себя немного иначе. Между ними появляется что-то общее еще до того, как начинается спектакль. Я думаю, что то же самое было четыреста лет назад. Публика мало изменилась с тех пор, разве что женщин в театре было поменьше.
— Вы написали о Шекспире две книги, одна из них — «Как Уилл завладел моей жизнью». Это очень точное название: когда занимаешься изучением творчества художника такого масштаба, он полностью завладевает тобой. Для многих пушкинистов Пушкин — бог, к которому они обращаются за советом в любых ситуациях, их бог позволяет им заниматься тем, что им нравится, потому иногда они в шутку произносят за столом тост «за кормильца». Кто для вас Шекспир, бог или кормилец?
— Он тот, кто помог мне понять самого себя. Я не придерживался никакой религии ни в молодые годы, ни позже, да и сейчас я не слишком религиозен, но я отдаю себе отчет в том, почему религия так важна для людей. Принимая какие-то постулаты или споря с ними, люди идентифицируют себя. Политика выполняет ту же роль — очень часто человек находит себя, принимая или отвергая какие-то политические течения. Я смог понять механизм поведения и других людей, и своего собственного, наблюдая шекспировских героев. Поэтому Шекспир для меня — тот, кто меня учит, вдохновляет, может быть, в какой-то степени развлекает. Но это не бог, а человек. Сложный человек, который иногда плохо себя вел, выпивал, очень быстро писал, ужасно относился к собственной семье, был очень жадным. Но при всем при этом на нем была печать гениальности.
— Все-таки это был один человек, а не кучка гениев, которые создавали произведения для сцены под псевдонимом «Вильям Шекспир»?
— Культура строится на сотрудничестве, творческие люди помогают друг другу. Безусловно, что-то ему писали другие, что-то он писал другим. Но Шекспир, которого мы знаем, — это сам Шекспир, не сомневайтесь.
— В 2014 году мир будет отмечать 450-летие со дня рождения Шекспира. Как «Глобус» предполагает встретить этот юбилей?
— В январе мы открываем новый театр, с очень маленьким залом, выстроенным по вертикали. Обстановка там будет камерная, освещение — только свечи. А весной начнутся мощные гастроли «Гамлета» по всему миру. За два года мы посетим 204 страны и завершим турне накануне второй круглой даты — Шекспир умер в 1616 году и тоже весной.
— В какую часть гастрольного графика попала Россия?
— Мы приедем в Москву с «Гамлетом» в октябре будущего года. А следующим летом привезем еще и «Сон в летнюю ночь».Источник: РБК daily