Вся вице-президентская рать: «Первый канал» начал показывать второй сезон политического сериала «Карточный домик»
«Карточный домик» (House of Cards) — очень своеобразная политическая драма. С одной стороны, в ее основе лежит унаследованный от Шекспира конфликт. Преданный начальством конгрессмен Фрэнк Андервуд (Кевин Спейси) плетет сеть интриг, чтобы стать вице-президентом, а там, если хватит духу, и главой США. С другой стороны, этот сериал — еще и сложнейшая шахматная нотация, описывающая изнуряющую борьбу за власть.
И вот здесь уже никакой игры в поддавки с публикой. Даже школа «Игры престолов» и «Подпольной империи» не гарантирует, что зрителю будет легко понять интриги беспринципного американского властолюбца. Чтобы разобраться в этом сериале и увлечься им, нужно ценить совсем другие шоу — антикоррупционные расследования блогеров, например. Несмотря на это, первый сезон «Карточного домика» в прошлом году совершил в сериальной индустрии настоящий переворот.
В режиме нон-стоп
Во-первых, в нем были задействованы ранее недостижимые для телемыла звезды — Дэвид Финчер в качестве продюсера и режиссера пилота и Кевин Спейси и Робин Райт в главных ролях. Бюджет 120 млн долл. за два сезона и вовсе обеспечил работой 2000 предприятий в штате Мэриленд. Такой вклад в локальную экономику вносит не каждый голливудский блокбастер. Во-вторых, показали этот сериал не по ТВ, а в Интернете, причем подписчики сервиса Netflix получили все 13 эпизодов сразу. Это была спорная идея — все равно что провести ЧМ по футболу нон-стоп, но она сработала: «Карточный домик» смотрели взахлеб. Промедление для зрителей было подобно смерти: тот, кто отставал от друзей по «Фейсбуку», рисковал наткнуться на спойлер. В-третьих, вся эта отчаянная авантюра, как ни странно, увенчалась успехом. «Карточный домик» добился равноправия интернет-сериалов и телевизионных драм, став первым веб-шоу, номинированным на «Эмми» и завоевавшим девять из 14 наград. А акции Netflix за год после премьеры выросли в цене почти втрое: со 159 до 449,69 долл. за штуку. На фоне трудностей большого авторского кино «Карточный домик» транслировал индустрии важный сигнал: серьезная драма сегодня может быть востребованной и прибыльной только в формате сериала.
Триумф воли
Второй сезон развивает успех первого в неожиданном направлении. Фрэнк Андервуд уже стал вице-президентом и теперь метит еще выше. Вместе с амбициями растет решимость преступать закон. В первой же серии политик решается на грязное убийство, а его жена буквально берет в заложницы беременную соперницу. Предыдущий сезон был философской притчей о том, как зло просачивается в бреши в системе сдержек и противовесов «самой демократичной» страны в мире. Новый «Карточный домик» не менее изобретательная, но уже совсем неправдоподобная страшилка про политический произвол. Изощренный макиавеллизм в ней уступает место животной воле к власти. С точки зрения драматургии это, наверное, шаг вперед: сериал стал зрелищнее, остросюжетнее и наглее. Но искушенную публику ждет разочарование. Она-то (особенно в России) верила, что любуется на достоверный портрет власти, которая одинаково порочна везде. А выяснилось, что это фэнтези вроде «Игры престолов» — только с Белым домом вместо Железного трона.
Продюсеров, впрочем, можно понять: раздувшийся, как на дрожжах, гигант Netflix в этом году уже не может, как в прошлом, тратить миллиарды долларов на покупку контента. Приходится жестче монетизировать то, что уже есть в наличии. Новый «Карточный домик» определенно очарует широкую аудиторию. Собственно, его уже продлили на полноценный третий сезон, хотя оригинальное британское шоу состояло всего из четырех эпизодов. А несогласные могут смотреть более уточненные и реалистичные политические сериалы — «Босс» Гаса ван Сента и «Отдел новостей» Аарона Соркина. Первый, правда, уже отменили, а второй будет закрыт после следующего сезона. В этом смысле «Карточный домик» все же конгениален своему политическому материалу: чем выше рейтинг, тем вероломнее и прямолинейнее методы борьбы за власть. Эту теорему за день до выхода второго сезона «Карточного домика» в Америке еще раз доказал Барак Обама. Глава США написал в своем «Твиттере», что ждет не дождется премьеры и просит подписчиков обойтись без спойлеров. Угадайте, чем ответил президенту электорат.Источник: РБК daily