Вперед, за парапланом!
Человек всегда мечтал о небе и завидовал птицам.Какое счастье — взмахнул крыльями и, оторвавшись от земли, летишь. Нет для тебя преград и границ. Но думал ли человек, что однажды ему придется звать птиц за собой в небо?
Программа по спасению стерха была основана на опыте американских коллег, которые успешно восстанавливают популяцию очень редкого у себя американского журавля. В 1972 году было подписано соглашение о советско-американском сотрудничестве в области охраны природы и в частности — журавлей.
К тому времени в США работала программа под названием «приемные родители». Сущность самого метода в том, что яйцо редкого вида подкладывается в гнездо более обычного, и «приемные родители» выводят и воспитывают птенца. В штате Айдахо многочисленные канадские журавли выводили птенцов американского журавля, численность которого в то время достигла критического уровня.
Однако усилия американцев были тщетны. Выращенные приемными родителями, канадскими журавлями, птенцы не признавали своих настоящих родичей, а канадские журавли не желали образовывать пары с крупными белыми журавлями. Проект был остановлен.
Сегодня для воспитания и обучения птенцов американского журавля всем необходимым навыкам, таким как — добывание пищи и полет, ученые используют маскарад, игру в переодевание. Далее процесс механизируется. Подросших журавлей учат следовать вначале за вездеходами, а потом за парапланами. Первые полеты длятся всего несколько минут, затем время пребывания в воздухе постепенно увеличивается.
Во время обучающих полетов птенцов американского журавля знакомят с птенцами канадского журавля. В детстве они все похожи. И вот разношерстный выводок уже уверено держится в воздухе!
Далее окрепшие птенцы совершают свой первый длительный перелет на зимовку в штат Флорида, а вести их будет вместо родителей — сверхлегкие летательные аппараты. Вернутся же на родину птенцы уже самостоятельно. А это означает, что журавли стали абсолютно самостоятельными, они приспособились к условиям дикой природы и смогут не только прожить жизнь без помощи человека, но и вырастить свое потомство.
Эта программа по спасению журавлей оказалась очень эффективной. Процент возврата взрослых журавлей составил почти девяносто процентов! И если в 1945 году американских журавлей оставалось не более двадцати особей, то сегодня их насчитывается уже более четырехсот!
Сотрудники питомника редких видов журавлей Окского заповедника постоянно следят за развитием птенца в яйце в процессе инкубации. Яйца взвешивают, а перед самым вылуплением слушают. Незадолго до появления на свет птенец начинает издавать характерные звуки.
Заведующая питомником Татьяна Кашенцева показала съемочной группе «В мире животных» только что вылупившегося стершонка. Он проделал тяжелую работу, и, конечно, ему необходим отдых и забота. Но уже через несколько часов птенец будет готов брать корм из клюва и следовать за родителями, либо настоящими, то есть стерхами, либо за теми, кто их заменяет. Люди в специальных «стершиных костюмах» обучают птенцов следовать за дельтапланом, который проведет их в дальнейшем по всему запланированному маршруту миграции. «Стершиный» костюм скрывает человеческую фигуру, что позволяет избежать запечатления или по научному «импринтинга» птенцом человека, как представителя своего вида.
В три месяца стершата выглядят уже совсем как взрослые журавли. Пух давно сменился на оперение, они уже пробуют летать. И сейчас уже видно отличие между молодыми стерхами и серыми журавлями. Птенцы стерха рыжие с небольшими белыми отметинами. У птенцов серого журавля только голова и шея остались рыжеватого цвета, в остальном они похожи на взрослых птиц. И вот в этом возрасте их из Окского заповедника транспортируют в Москву, из Москвы самолетом — в Салехард, а из Салехарда вертолетом — на места гнездования в Западной Сибири, в район бывшего поселка Кушеват на Оби. Здесь проходит завершающий этап обучения и отсюда начинается проведение стерхов по маршруту миграции при помощи средств сверхлегкой авиации.
Завершающий этап обучения включает не только полеты, но и знакомство с естественными условиями на местах гнездования и естественными кормами. Они ловят мелкую рыбу, купаются.
Птенцы готовы к миграции, они достаточно уверенно держатся в полете за дельтапланом. И перед началом миграции необходимо осуществить мечение, т.е. окольцевать их. Птенцов отлавливают, надевают специальный чехол на голову, так птенец ничего не видит. И это позволяет ученым проводить работу по мечению с открытым лицом.
Каждого птенца метят индивидуальными алюминиевым и цветным пластиковым кольцами. Алюминиевое кольцо – стандартное кольцо московского центра кольцевания птиц, на котором выбит уникальный номер, который сообщается в Центр кольцевания в случае, когда птица на миграции попадает в руки человека. Цветное пластиковое кольцо или комбинация цветных колец помогает заметить их издалека и узнать птицу на большом расстоянии.
После этого начинаются тренировки: птенцы привыкают следовать за колесным вариантом дельталета; не отстают от «стершиного» костюма, принимая его за вожака стаи; учатся летать за поплавковым дельталетом. И наконец, начинается первый в жизни стершат длинный и полный опасностей перелет к местам зимовки.
Интересно, что дельталет на поплавках. Он так сконструирован специально для работы по обучению стершат полетам в сложных условиях севера Западной Сибири. Дельталет такой конструкции способен взлетать и садиться на воду. Это просто необходимо, поскольку там, откуда стартует проект, сплошные болота с множеством озер, речек, проток, впадающих в главную реку – Обь. «Счастливого пути!» — юные стершата!