Возрождение от Полански

На нынешнем Берлинале представят несколько международных премьер. Три из них — «Охотники за сокровищами» Джорджа Клуни, «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона и «Красавица и чудовище» Кристофера Ганса — сняли отнюдь не в Голливуде, а на берлинской киностудии «Бабельсберг». Но именно благодаря голливудским блокбастерам первая в мире «фабрика звезд» возродилась.

Январские будни для киностудии «Бабельсберг», расположенной в Потсдаме под Берлином, проходят очень спокойно. Съемки последней киноленты завершились, а новой — начнутся только в марте. На улицах немецкой «фабрики грез» пустынно, в павильонах художники неспешно работают над декорациями для нового фильма. Название фильма, как и имена режиссера и актерского состава, держатся в строгом секрете. Известно только, что это будет фантастический блокбастер с голливудскими звездами в главных ролях.

Кинематографисты из-за океана приезжают в берлинский «Бабельсберг» снимать свои работы все чаще. Среди них и Джордж Клуни, почти на год «оккупировавший» павильоны для съемок своей исторической киноленты «Охотники за сокровищами», премьера которой пройдет на нынешнем кинофестивале Берлинале. Его рабочий кабинет в одном из павильонов стал местной достопримечательностью. Место Клуни выбрал не случайно: на месте именно того павильона более 100 лет назад и началась история немецкой «фабрики грез».

От стеклянного павильона до Полански

Пытаясь перевести кинематограф на коммерческие рельсы, кинокомпания Biosсop, экспериментирующая с новыми проекторами в импровизированных киностудиях на чердаках и в мансардах Берлина, получила 3 ноября 1911 года разрешение на строительство киностудии. На территории бывшей фабрики по производству искусственных цветов в Потсдаме всего за три месяца был возведен стеклянный съемочный павильон на 300 кв. м. Спустя несколько месяцев, 12 февраля 1912 года, там начались съемки первого фильма — «Танец смерти» с участием звезды немого кино и одной из первых в истории секс-символов Асты Нильсен. Именно с этого фильма началось восхождение датской актрисы к олимпу немецкого кинематографа. А студия «Бабельсберг» оказалась первой не только в Германии, но и во всем мире.

«Все, что я должен был знать о кинематографе, я узнал в «Бабельсберге», — так однажды сказал прославленный мастер саспенса Альфред Хичкок. Именно на киностудии «Бабельсберг» в 1924 году малоизвестный англичанин фактически начал свой путь в кино, подрабатывая ассистентом режиссера фильма «Принцесса и скрипач» Грэхама Катса. Спустя два года Фриц Ланг снимет здесь свой легендарный «Метрополис» (1927 год), а еще через несколько лет Джозеф фон Штернберг — «Голубого ангела» (1930 год), фильм, с которого началась всемирная слава Марлен Дитрих. «В «золотые» 20-е годы прошлого века немецкая «фабрика грез» считалась бесспорным лидером мирового кинематографа. Здесь снимали до сотни фильмов в год», — рассказывает Айке Вольф, глава отдела корпоративных коммуникаций киностудии «Бабельсберг».

Но экономическая рецессия конца 1920-х — начала 1930-х годов едва не довела киностудию до банкротства, а с приходом к власти национал-социалистов эпоха «Бабельсберга» и вовсе закончилась. Началась «эпоха Геббельса»: нацисты снимали там свои пропагандистские ленты и низкопробные развлекательные фильмы, чтобы отвлечь немецкую публику от ужасов Второй мировой. А Фриц Ланг, Джозеф фон Штерн­берг и Марлен Дитрих отправились искать счастье в Голливуд. После окончания войны и разделения Берлина студия оказалась на территории ново­образованной ГДР. Почти за 45 лет своего существования здесь сняли более 1200 фильмов. Но международную славу снискал лишь один из них — экранизация романа Юрека Бекера «Якоб-лжец» режиссера Франка Бейера про чудака из варшавского гетто (1975 год). Это единственная киноработа за всю историю ГДР, номинированная на премию «Оскар».

И вот падение Берлинской стены, воссоединение Германии и надежды на возрождение былой славы киностудии. Попытки вновь поставить процесс на коммерческие рельсы и возродить интерес немецких кинематографистов к забытому «Бабельсбергу» обошлись новой компании Vivendi Universal в 500 млн евро. Игра стоила свеч: опальный режиссер Роман Полански приехал снимать в «Бабельсберг» свой новый фильм. «Пианист» (2002 год) принес мэтру три награды премии «Оскар», а «Бабельсбергу» — первый блокбастер в портфолио.

Голливуд в Берлине

«Бесславные ублюдки», «Операция «Валькирия», «Превосходство Борна», «Интернешнл», «Облачный атлас» — вот неполный список международных и совместных киноработ с участием голливудских звезд. Главная причина такой популярности проста, хотя сама киностудия старается не акцентировать на этом внимание: снимать в «Бабельсберге» дешевле, чем в Голливуде. Кроме того, Берлин считается медиагородом, где можно легко собрать съемочную команду без затрат на их размещение в отелях и перелеты из-за океана.

Кроме того, в Германии щедро субсидируется кинопроизводство через правительственный фонд DFFF, который покрывает до 16% стоимости кинофильма. Так, с 2007 по 2012 год фонд выделил 356 млн евро на 640 фильмов при объеме частных инвестиций 2,9 млрд евро. Делается это для сохранения рабочих мест. «Правительство заинтересовано в поддержке не только внутренних киноработ, но и совместных фильмов, — говорит Юрек Зерт, глава отдела образования и посредничества «Немецкой кинематеки». — Ведь появление даже среднебюджетного фильма стоимостью от 50 млн до 80 млн евро создаст рабочие места для полутора тысяч человек — от гримеров до создателей спецэффектов, что развивает местную киноотрасль».

Конечно, «Бабельсберг» выбирают и те кинематографисты, сюжет фильмов которых связан с Германией и ее историей. Хотя Айке Вольф настаивает, что и высокая работоспособность сотрудников «Бабельсберга» (около 100 человек) играет важную роль. К примеру, Музей Гуг­генхайма в Нью-Йорке строился 16 лет, а на воссоздание для съемок фильма «Интернешнл» знаменитой пирамидальной башни музея ушло всего четыре месяца.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий